Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

13.12.2015

Однажды в Америке

В ноябре Пермский театр «У Моста» представил на суд зрителя очередную премьеру – психологический триллер «Утраченное дитя» по пьесе современного американского драматурга и актера Сэма Шепарда. Шепард – автор более чем 40 пьес, за «Утраченное дитя» (или «Погребенное дитя» – «Buried Child») в 1979 г. Был удостоен Пулитцеровской премии. На первое место в его пьесах выводится вопрос семьи.

В России Шепард-драматург известен не очень широко, и тот факт, что его знаменитое «Утраченное дитя» впервые в России поставил именно пермский режиссер Сергей Федотов, первооткрыватель Мартина МакДонаха, вряд ли удивил ценителей театра. А разве могла быть по-другому?

Наверно, не могло – пьесы Шепарда довольно сложны в постановке, и донести до зрителя все тонкости перепетий семейной трагедии героев, не упустив ничего из глубинных подтекстов и символических смыслов, способен только Мастер с большой буквы. Сергей Федотов – Мастер, блестяще поставивший не только семь пьес МакДонаха. Но и мощнейшие по энергетике и глубине замысла «На дне», «Идиот», «Мастер и Маргарита»… Всего и не перечислишь! Сложных постановок Сергей Федотов не только не боится – каждый очередной «крепкий орешек» лишь подливает масла в огонь его режиссерского таланта.

В центре пьесы «Утраченное дитя» – семья, многие годы хранящая тайну о пережитом в прошлом несчастье. Это горе давно разрушило семью, но герои пьесы словно стараются не замечать этого, продолжая поддерживать видимость отношений. И выглядит это странно – порой жалко, порой смешно, а порой – страшно… Зритель, постепенно погружаясь в атмосферу жизни этой семьи, будет то смеяться, то недоумевать, то терзаться смутными догадками о том, что же на самом деле произошло в этом доме много лет назад…

«Утраченное дитя» – неоднозначный спектакль. Абсурдность семейных отношений героев очевидна, но порой так до боли знакома! Думается, что зрители, выходя из зала, еще долго вспоминают героев пьесы и их поступки, и каждый найдет в пьесе то, что заденет струны именно его души. Неслучайно критики называют Сэма Шепарда «скрупулезным и точным исследователем причудливых изломов человеческой психики»!

Но какими бы странными и непоправимыми не казались ситуации, раскрываемые на сцене, в пьесе есть одна очень важная символичная деталь. На заднем дворе дома главных героев уже много лет ничего не росло. Но вдруг там после дождя снова выросли и кукуруза, и морковка, и картошка, хотя их никто давно не сажал…

 

Ирина Малютина

Журнал «Особая»