02.09.2015
«1 сентября известных пермяков»
02.09.2015 «1 сентября известных пермяков» Сергей Федотов, художественный руководитель театра «У Моста»: - Первый школьный день помню хорошо. Мне было интересно, что меня ждет впереди, волновался, конечно. Накануне даже объявил родителям, что раз теперь я взрослый, то вести за руку меня не надо! Мама сказала, что это наш общий семейный праздник и что родители в этот день обязательно ведут детей за руку. Но я все равно настоял на самостоятельности и сам гордо нес тяжелый букет гладиолусов и новенький портфель. С порога школы меня встретила моя первая учительница. Первые три класса она была постоянно с нами. До сих пор ей за все благодарен, за первые школьные впечатления. Помню, она была очень добрая и внимательная, всегда улыбалась, много рассказывала интересных историй, часто нас с классом водила в театр и цирк. Никогда не забуду ее улыбку и добрые глаза. Школа стала для меня стартовой площадкой в большую и интересную жизнь. Еще в школе я прочитал всего Гоголя и Булгакова. Когда настало время открывать свой театр, знал, в чем будет заключаться его уникальность: я решил поставить всех русских мистических писателей. С первой постановки «Панночки» журналисты назвали «У Моста» мистическим театром. В школе для меня существовал только театр. Все эти годы я мечтал стать артистом. И свою первую любовь я встретил также в школе, где-то в 8 - 9-м классе мы вместе увлеченно занимались в театральной студии в ДК Свердлова, ныне Солдатова. Как сейчас помню, играли в спектакле «Тысяча и одна ночь» и я завороженно любовался своей избранницей. Игорь Сапко, мэр Перми: - Я отлично помню, как сам первый раз пошел в школу. В тот день в Соликамске была солнечная погода, нас вместе с двоюродной сестрой за руку привели мамы. Было очень светлое, позитивное, но вместе с тем и волнительное ощущение чего-то нового. Для меня это очень важный праздник. Я всегда в День знаний в школе - сначала приводил в лицей свою старшую дочь Дашу, а теперь младшую - Лизу. Она уже в третьем классе, хотя, казалось бы, совсем недавно я отвел ее в первый класс. Сейчас погода, конечно, стала похуже, первого сентября обычно дожди, но ощущение, что впереди обязательно будет что-то новое и очень интересное, остается по-прежнему. У меня практически вся жизнь, так или иначе, связана со школой. Я очень любил историю, много читал, а первый опыт преподавания получил еще в 8-м классе. Если в школе учитель истории по каким-то причинам не мог провести урок, директор просил меня позаниматься с 5 - 6-ми классами. После окончания вуза работал учителем в школе № 125. Сейчас тоже нахожу время для преподавания в классическом университете на кафедре государственного и муниципального управления. Как глава Перми считаю, что одна из моих важнейших задач - поддержка и развитие отрасли образования в нашем городе. Причем это касается не только инфраструктуры, строительства школ и детских садов, оборудования учебных заведений современными обучающими технологиями, но и повышения качественного уровня преподавания. Будущее сейчас наступает очень быстро, и если не вкладывать средства в наших детей, то сложно говорить о перспективах города. Ресурсы, которые мы сейчас тратим на образование, вернутся в виде новых рабочих мест, налогов, которые будут платить образованные молодые люди. Я считаю, что сейчас важно создать в городе такие условия, чтобы мы могли с уверенностью смотреть в будущее. Евгений Сапиро, бывший председатель ЗС Пермского края, экс-министр региональной и национальной политики РФ: - Мое «самое первое» сентября как-то не сохранилось в памяти. Его заслонили более волнующие события. В первый класс я пошел в Макеевке в 1941 году. На Украине шли бои. Первого сентября фашистами еще не был захвачен Киев (это произошло 20-го), но 20 октября они уже вошли в Макеевку. Мои самые яркие воспоминания конца августа - начала сентября. Дня за три до начала учебы крутился вокруг людей, которые рыли укрытия от бомбежки, свалился в траншею, порезал правую руку настолько, что на много лет остался шрам. - Погрузка в эшелон с заводским оборудованием, которое вывозили на Урал, и прощание с отцом. Он оставался взрывать на заводе то, что не поддавалось демонтажу. Помню огромную радость, когда, выйдя из окружения, он догнал нас уже на Урале. Длинные, почти месяц, и голодные дни эвакуации по маршруту Макеевка - Нижний Тагил, включая бомбежку нашего эшелона на станции Дебальцево. О макеевской школе ничего в памяти не запало, хотя к занятиям мы приступили. В Нижнем Тагиле снова был первый класс. Учеба продолжалась месяца два. Не запомнил ничего, кроме того, что началась учеба, появились обязанности. Там же впервые вблизи увидел настоящее горе: моему однокласснику принесли похоронку (известие о гибели отца на фронте). В конце декабря нас погрузили в вагон-«теплушку», и проснулся я утром первого января 1942 года на заводском переезде в Чусовом. Сразу же пошел в школу № 8: но вскоре ее забрали под госпиталь. Часть класса и меня в том числе перевели в школу № 2, большинство моих новых друзей - в «седьмую». «Вторая» и новые одноклассники чем-то не понравились. Через неделю я совершил первый в своей жизни самостоятельный поступок: пришел к директору «семерки» и попросился к ним. Перевели! Как минимум с тремя одноклассниками сорок второго года я закончил в 1951 году Чусовскую школу № 7, которой благодарен всю свою жизнь. Учителям - за фундамент знаний и отношение к жизни. Друзьям - за чувство локтя и обучение богатейшему чусовскому фольклору, включая нецензурный. Недавно, перебирая архив, сам удивился: оказывается, при всех перемещениях первый класс я закончил с похвальной грамотой. Первая любовь? Она появилась классе в пятом, но была безответной. Она была из шестого класса. "Комсомольская Правда"
- Я отлично помню, как сам первый раз пошел в школу. В тот день в Соликамске была солнечная погода, нас вместе с двоюродной сестрой за руку привели мамы. Было очень светлое, позитивное, но вместе с тем и волнительное ощущение чего-то нового. Для меня это очень важный праздник. Я всегда в День знаний в школе - сначала приводил в лицей свою старшую дочь Дашу, а теперь младшую - Лизу. Она уже в третьем классе, хотя, казалось бы, совсем недавно я отвел ее в первый класс. Сейчас погода, конечно, стала похуже, первого сентября обычно дожди, но ощущение, что впереди обязательно будет что-то новое и очень интересное, остается по-прежнему.
У меня практически вся жизнь, так или иначе, связана со школой. Я очень любил историю, много читал, а первый опыт преподавания получил еще в 8-м классе. Если в школе учитель истории по каким-то причинам не мог провести урок, директор просил меня позаниматься с 5 - 6-ми классами.
После окончания вуза работал учителем в школе № 125. Сейчас тоже нахожу время для преподавания в классическом университете на кафедре государственного и муниципального управления.
Как глава Перми считаю, что одна из моих важнейших задач - поддержка и развитие отрасли образования в нашем городе. Причем это касается не только инфраструктуры, строительства школ и детских садов, оборудования учебных заведений современными обучающими технологиями, но и повышения качественного уровня преподавания. Будущее сейчас наступает очень быстро, и если не вкладывать средства в наших детей, то сложно говорить о перспективах города. Ресурсы, которые мы сейчас тратим на образование, вернутся в виде новых рабочих мест, налогов, которые будут платить образованные молодые люди. Я считаю, что сейчас важно создать в городе такие условия, чтобы мы могли с уверенностью смотреть в будущее.
- Мое «самое первое» сентября как-то не сохранилось в памяти. Его заслонили более волнующие события. В первый класс я пошел в Макеевке в 1941 году. На Украине шли бои. Первого сентября фашистами еще не был захвачен Киев (это произошло 20-го), но 20 октября они уже вошли в Макеевку.
Мои самые яркие воспоминания конца августа - начала сентября.
Дня за три до начала учебы крутился вокруг людей, которые рыли укрытия от бомбежки, свалился в траншею, порезал правую руку настолько, что на много лет остался шрам.
- Погрузка в эшелон с заводским оборудованием, которое вывозили на Урал, и прощание с отцом. Он оставался взрывать на заводе то, что не поддавалось демонтажу. Помню огромную радость, когда, выйдя из окружения, он догнал нас уже на Урале.
Длинные, почти месяц, и голодные дни эвакуации по маршруту Макеевка - Нижний Тагил, включая бомбежку нашего эшелона на станции Дебальцево.
О макеевской школе ничего в памяти не запало, хотя к занятиям мы приступили.
В Нижнем Тагиле снова был первый класс. Учеба продолжалась месяца два. Не запомнил ничего, кроме того, что началась учеба, появились обязанности. Там же впервые вблизи увидел настоящее горе: моему однокласснику принесли похоронку (известие о гибели отца на фронте).
В конце декабря нас погрузили в вагон-«теплушку», и проснулся я утром первого января 1942 года на заводском переезде в Чусовом. Сразу же пошел в школу № 8: но вскоре ее забрали под госпиталь. Часть класса и меня в том числе перевели в школу № 2, большинство моих новых друзей - в «седьмую». «Вторая» и новые одноклассники чем-то не понравились. Через неделю я совершил первый в своей жизни самостоятельный поступок: пришел к директору «семерки» и попросился к ним. Перевели!
Как минимум с тремя одноклассниками сорок второго года я закончил в 1951 году Чусовскую школу № 7, которой благодарен всю свою жизнь. Учителям - за фундамент знаний и отношение к жизни. Друзьям - за чувство локтя и обучение богатейшему чусовскому фольклору, включая нецензурный.
Недавно, перебирая архив, сам удивился: оказывается, при всех перемещениях первый класс я закончил с похвальной грамотой.
Первая любовь? Она появилась классе в пятом, но была безответной. Она была из шестого класса.