24.08.2015
«КУЛЬТУРНЫЙ ВОПРОС». Журнал «Стольник»
24.08.2015 «КУЛЬТУРНЫЙ ВОПРОС». Журнал «Стольник» Сергей Федотов. Художественный руководитель Пермского театра «У Моста», Заслуженный артист России, Заслуженный деятель искусств России, Лауреат Национальной премии Чехии, Лауреат Национальной премии «Золотая Маска», Лауреат премии Правительства РФ. Павел Печенкин. Создатель киностудии «Новый курс», президент МКФ «Флаэртиана». Ольга Юдина, директор Пермского краеведческого музея. Игорь Алексеевич Гладнев, министр культуры Пермского края Наталья Кравцова, директор журнала «Стольник» Людмила Кутюхина, шеф-редактор журнала «Стольник» Л.КУТЮХИНА: НА МОЙ ВЗГЛЯД, КУЛЬТУРА – НЕ ЧЕРЕДА НЕКИХ СОБЫТИЙ, А ВНУТРЕННЕЕ ОЩУЩЕНИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ И, КАК СЛЕДСТВИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ… И.А.Гладнев: Культура – это путь самосовершенствования и организации, который человек проходит в течение всей своей жизни, это учреждения, которые развиваются, художник, создающий произведение. Для формирования общественного запроса чрезвычайно важен исторический контекст. И каждую его точку чиновник, учитель, художник пропускает через сознание своей ответственности. На культуру влияют традиции духовности российского народа, поэтому гуманистическая миссия художника для нас стоит на одном из первых мест. Культура – это воспитание, просвещение. Стремление подготовить качественного потребителя - ошибочно. «Глубина» и «разнообразие» не может быть целью потребления. Необходимо стремиться к воспитанию гармоничной личности. Если внимательно посмотреть на судьбы выдающихся мастеров, духовных лидеров, то обнаружим, что это почти всегда деятели культуры. Не наблюдатели исторического процесса, а непосредственные участники! Это и есть базис для создания и глубокого осмысления. С.П.Федотов: 27 лет существует театр «У Моста», и все это время мы работаем с аудиторией, воспитываем своего зрителя. Мы никогда не опускались до антрепризных комедий, увеселительных спектаклей. Никогда не относились к зрителю как к массе, которую нужно развлекать. Практически все время мы ставим классику. Наш театр просвещает, обучает, открывает, удивляет. Таким образом, мы воспитали себе равных собеседников и многих зрителей, способных быть критиками. П.А.Печенкин: Мне нравится формула: просвещая, воспитывать. Она лежит в корне всего, в смысле искусства. На самом деле искусство всегда говорит одно и то же. На каждом спектакле, в каждом фильме культура провозглашает высокие моральные нормы. Искусство преображает. С его помощью можно решить многие проблемы, регулировать отношения в группах. Сейчас искусство стало доступнее. Ничего не стоит приехать на спектакль, прийти в музей, а про кино вообще молчу – это универсальный и общедоступный вид искусства. Л.КУТЮХИНА: ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ, КОТОРЫЕ ПОСЕЩАЮТ ПЕРМЬ, ГОВОРЯТ О ТОМ, ЧТО ЗДЕСЬ ОЧЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ЗРИТЕЛЬ. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ПЕРМСКАЯ ПУБЛИКА ИМЕЕТ СВОЕ ЛИЦО? С.П.Федотов: Пермь – уникальный город. Нигде такого зрителя, как в Перми, я не встречал. Все-таки культурные традиции у нас глубоко в истории. Пермский зритель не подкупается на различные трюки, он очень требовательный и вдумчивый. Очень редко пермский зал аплодирует стоя. И для нас это критерий: если зал поднялся, значит спектакль прошел на уровне. Л.КУТЮХИНА: НА ЧЕМ БАЗИРУЮТСЯ КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ПЕРМИ? И.А.Гладнев: Я хочу отметить, что сегодняшние гости круглого стола по сути занимаются одним делом. Они и есть продолжатели традиций. Если мы посмотрим внимательно, то обнаружим, что первые упоминания об этой земле связаны с открытием того, что приносило людям счастье – ископаемых. И та функция, которая была изначально заложена, продолжается и сейчас. Когда мы говорим об органичной среде культуры, то для нас важно взять за основу этот первоначальный код. Первый театр, иконописная школа, хоровая традиция были сформированы благодаря и вместе с развитием промышленного потенциала. Среда, которая генерировала, это среда сообщества людей, которые заняты созидательным трудом. Основные участники всех процессов – это люди, технологически очень подкованные. Это инженеры и мастеровой люд. Они всегда были посетителями и установщиками моды и на театральный продукт, и на кино, литературу и так далее. И при этом в сознание общества настоятельно внедряется мысль, что Пермский край – это ссыльный край. Культура должна преодолеть этот разлом в сознании! Это наша задача. Повернуть вектор на то, что Пермский край - это безграничные возможности. Для того чтобы понять потребность и важность ориентиров, которым мы следуем в сфере культуры, важно почувствовать историческую преемственность. С.П.Федотов: Пермский край – оплот России по многим направлениям. Не буду вспоминать пермские моторы, артиллерию и т.д. Я скажу про театр «У Моста». Мы продолжаем традиции русского психологического театра, театра человеческой души. Сейчас наблюдается тотальное стремление российских театров к постмодернизму, эпатажу, осовремениванию классических произведений. Ставить классику в классических традициях стало не модно. Потеряна русская школа живого диалога, сценического образа, создания на сцене атмосферы. Мы 27 лет ставим классику как классику, это абсолютно не означает, что это скучно! И играем 27 лет с постоянными аншлагами и в стране и за рубежом. Мы, пермяки, поможем России через целенаправленное утверждение русских психологических ценностей. Почему получилось МакДонаха открыть именно в Перми? Мы первые в России поставили театральную сенсацию Европы. Потому что наши артисты – от земли, от природы. Они не отравлены бесконечными сериалами, рекламами и кастингами. Они отдают все свое время и всю свою душу работе в театре. Артисты, которые работают в провинции, лучше знают жизнь, изнанку ее, по-настоящему понимают смысл существования. П.А. Печенкин: Будущее – это прошлое, которое проходит через настоящее. Нам всем постепенно нужно осознать, что культура отличается от других сфер производства тем, что напрямую связана с конечной целью существования человечества – самоосуществлением человека как личности. Антропоцентричность искусства – это главное, оно осмысливает место человека в мире. О.С.Юдина: Пермское – это уже не образ, а миссия. Мы идем, и будем идти дальше. Когда есть вера в свое дело и понимание глубинных процессов, делать это намного проще. Н.КРАВЦОВА: КАК ВЫ СЕГОДНЯ ОЦЕНИВАЕТЕ КУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ В ПЕРМИ? С.П.Федотов: Сейчас, несмотря на экономический кризис в стране, в культуре Перми происходит этап стабилизации. Культурная ситуация в городе успокоилась, мы продолжаем плодотворно работать, нам никто не мешает. О.С.Юдина: Произошли кардинальные перемены. Никогда музей не имел такого социального фокуса. Все категории населения приходят в музей, в разы возросла посещаемость. Гости теперь приходят не просто посмотреть экспозицию, они становятся непосредственными участниками событий, мы активно применяет все доступные технологии, диалог с посетителем происходит ежедневно. Время, когда гость был просто «смотрителем экспозиции», безвозвратно ушло. Посетитель-участник, посетитель-созидатель – вот главное, чего мы достигли. П.А.Печенкин: Сейчас мы видим динамику. Например, замечательная идея – 59 фестивалей. Это как раз то, что создает движение. А посмотрите, как с помощью различных мероприятий изменились наши муниципалитеты! Я убежден, что главная энергетика – в районных центрах, в деревнях. Эти люди пробиваются в жизни через свой труд. Там люди по-другому мотивированы. Н.КРАВЦОВА: КТО И КАК ДОЛЖЕН ПРИВИВАТЬ ДЕТЯМ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ? О.С.Юдина: Семья – это основное. Там закладывается фундамент. Но мы можем силой искусства, науки показать другую точку зрения, и помогать развиваться в этом направлении. Мы всегда открыты! П.А.Печенкин: Все проблемы у детей возникают от недолюбленности, отсутствия времени у родителей заняться своим чадом. Ребенку нужно помочь открыть мир. Л.КУТЮХИНА: КАКОЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СЕЙЧАС ПОЛУЧАЮТ КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРМИ? С.П.Федотов: Я вижу сейчас очень правильное направление в культурной политике: нам никто не указывает «сверху», что нужно делать. У нас абсолютная свобода. Захотели провести Первый в мире фестиваль МакДонаха и провели! Решили устроить Турне по пяти Европейским столицам и провели. Я занимаюсь своим любимым делом. Я рад, что занимаюсь им здесь, а не за рубежом. Неоднократно меня приглашали на постоянную работу в Прагу, но я «пермяк-соленые уши». Мне здесь комфортно и душевно. П.А.Печенкин: Я бы обратил внимание на то, что активно развивается медиаобразование и медиапедагогика, как форма социализации кино. Также мы создаем в Перми киношколу. Снимается кино, приспособленное для конкретных нужд конкретной группы людей. С помощью кино мы можем дать людям надежду. Проблема здесь возникает в контакте с системой образования, но вода камень точит. О.С.Юдина: Для музея сейчас лучшее время. Изменился и сам музей, и отношение к нему. Наш девиз: меняющийся музей в меняющемся мире. Мы чувствуем динамику роста. Музеи начинают играть в обществе очень позитивную роль. Л.КУТЮХИНА: НАСКОЛЬКО ВАЖНО ДЛЯ ХУДОЖНИКА ПОНИМАТЬ СПЕЦИФИКУ МЕСТНОСТИ, ГДЕ ОН РАБОТАЕТ? С.П.Федотов: Пермь – магическое место. Здесь есть природный энергетический потенциал. Пермь – аномальная зона, здесь очень сильная энергетика. Не случайно именно к нам в Молебку прилетают НЛО. Только у нас есть деревянная скульптура «сидячих» богов. Не случайно, идея создания первого в мире мистического театра родилась здесь. Когда я учился в институте, изучил прибалтийский опыт, где в небольших нестоличных городах режиссеры создали театры мирового уровня. Эти имена сейчас известны во всем мире: ЕзасМильтинис, Вольдемар Пансо, Карел Ирд. Я понял, что в провинциальном городе можно открыть театр европейского класса, не надо рваться в столицу. А сколько великих людей жили или родились в Перми! Неоднократно получал предложения эмигрировать, но когда ставлю спектакли за рубежом, в Москве или Питере, всегда скучаю по Перми. Всегда возвращаюсь в Пермь с огромной радостью. Это мое пространство, это моя земля. П.А.Печенкин: Я не мистик, более рациональный человек, и живу в Перми как раз из практических соображений. Я режиссер-документалист. Я должен жить в Перми, потому что это нормальный русский город в центре России, здесь живут люди, про которых нужно снимать кино. Именно эти люди – мои герои. Здесь вся моя жизнь, и другой– не надо. Нам никуда бежать не нужно, давайте осваивать эту территорию. Это такая благородная, красивая, огромная земля. Здесь есть с чем работать. О.С.Юдина: Это место – наша сила. «Стольник»