27.03.2015
Театр «У Моста» в Берлине
Вчера, 26 марта, в Берлине прошел спектакль известного не только в России театра «У Моста» из города Пермь. На сцене Российского Дома Науки и Культуры режиссер театра Сергей Федотов представил спектакль «Зверь» по пьесе Михаила Гиндина, Владимира Синакевича. В этом году спектаклю «Зверь» исполнилось 26 лет, но он не просто жив, он актуален до сих пор.
После атомной катастрофы на Земле не осталось ничего: ни людей, ни городов, ни воспоминаний. Отец, Мать и Дочь – единственные люди на этой планете, бредущие по выжженной пустыне в поисках других людей. Они знают, что должны продлить жизнь во Вселенной, найти Друга для Дочери, чтобы они могла произвести Детеныша.
Спектакль производит одновременно впечатление экзистенциального ужаса и дарит ощущение какого-то нервного покоя, который, наверное, бывает в психологических клиниках после обеда. Он задает вопросы: сколько в нас человеческого и сколько звериного? Как правильно надо жить, слушая свое сердце или голову? И сам отвечает на эти вопросы. Именно этой атомной катастрофой, которая слизала все с лица Земли, оставив после себя несколько истерзанных душ, скорее даже не душ, а неких человекоподобных механизмов, в которых все еще не закончилась старая программа.
Действительно, мы мерим все единственно доступной нам меркой. И имя этой мерки – Человек. Но человек пришел в лес и срубил его, чтобы построить дом. Человек сделал этот дом умным, чтобы дом мог помогать ему в жизни. А потом человек сам разрушил свой дом, приведя его к катастрофе. А Зверь? Зверь спас Человека. И накормил Человека. Зверь объяснил Человеку простые правила жизни, показал, где опасно жить и где нет. Но Зверь не смог объяснить Человеку, что «зверь, человек, урод – это же только слова». Зверь кричит Человеку: «Как вы не понимаете! Мы все одинаковы! Мы – одно и то же!». Но Люди не понимают Зверя. Слишком много на нем шерсти… Чем заканчивается спектакль? А вы как думаете? Зверь может выучить человеческий язык. Может даже потерять свою шерсть. Но Человек остается Человеком. И поэтому в темноте слышно только: «Аты-баты, ети-мети, мы Цари на этой планете»…
А сегодня, в пятницу, 27 марта, состоится второй спектакль театра: «Калека с Инишмана» по пьесе английского драматурга, сценариста и кинорежиссёра ирландского происхождения Мартина МакДонаха. Спектакль «Калека с Инишмана», обладатель 10 ГРАН-ПРИ, стал лауреатом Национальной Театральной премии «Золотая Маска-2010».
Театр «У Моста» стал первым в России театром, кто решился поставить МакДонаха. Многие театры повторили попытки, но до сих пор спектакли режиссера Сергея Федотова выглядят эталонными.
Герои «Калеки с Инишмана» живут на маленьком заброшенном ирландском острове, где все друг друга знают, любят и ненавидят одновременно. Каждый проклинает свою долю, каждый мечтает уехать, но не каждый понимает, чем может обернуться воплощение мечты. Калеке Билли, самому умному и в то же время самому несчастному жителю острова, выпадает шанс изменить жизнь. Именно он, живущий на попечении двух странноватых тетушек и мечтающий узнать тайну своего рождения, отправится на Фабрику Грез вслед за голливудскими режиссёрами, затеявшими съемки фильма об ирландских рыбаках. Спектакль, в котором удивительным образом смешались смех сквозь слезы, горечь несбыточных мечтаний, романтическая любовь и невероятный обман, сыгравший мистическую роль в судьбе калеки Билли. Персонажи спектакля ужаснут и рассмешат, встревожат и вызовут сочувствие. Мы снова узнаем в чужой, далекой от нас жизни собственные муки и неразрешимые драмы нашего внутреннего существования.
Портал BERLIN24.RU