Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

21.10.2014

«Чудо побеждает неверие в него»

Бурная и насыщенная МакДонаховская неделя завершилась. Сенсации не случилось — сам  МакДонах не приехал, но его незримое присутствие ощущалось. Едва ли чья еще фамилия так часто повторялась в Перми в течение той недели. Разные театры из разных стран представляли свое видение его пьес, варьируя между жестким натурализмом и фарсом. Пожалуй, самым ярким событием стало закрытие фестиваля — спектакль МХТ «Человек–подушка» режиссера Кирилла Серебренникова. Созданный в 2007 году, этот спектакль стал первой постановкой пьесы в России (в театре «У Моста» «Человека–подушку» поставили только в апреле 2014 года — в преддверии фестиваля). Эта пьеса стоит особняком в творчестве МакДонаха. В ней не только нет ирландских корней, там вообще нет привязки к конкретному месту, все действие происходит в каком–то антиутопическом тоталитарном государстве. Но почему–то именно «Человек–подушка» стала наиболее популярной пьесой фестиваля: пермские зрители смогли увидеть ее в пяти разных вариантах. —  Пьеса говорит о том, что в самом жутком мире, где все должно закончиться наихудшим образом, все–таки есть чудо, и оно побеждает неверие в чудо, — так оценивает «Человека–подушку» Кирилл Серебренников. Зал оперного театра на МХТовском спектакле был переполнен. На балконах зрители стояли в проходах.  Пришли и ценители МХТа, и поклонники МакДонаха. Возможно, произошло какое–то несовпадение ожиданий, но после антракта появилось значительное количество свободных мест. То ли не все оказались готовы к типично макдонаховскому «черному юмору» в тарантиновской манере, то ли просто решили, что спектакль уже закончился. Но МакДонах не был бы МакДонахом, если бы в его пьесе все было прямо и логично. Реальность и вымысел, добро и зло, правда и ложь не являются у него антагонистами,  они плавно перетекают из одного в другое. И Серебренников очень легко и играючи показывает это перетекание. Даже жесткие и жестокие моменты выглядят у него «пионерлагерной» страшилкой. Кровь из ран распятой «девочки–Иисуса» «вытекает» ярко–красными лентами, а расстрелянный писатель встает, срывает с головы мешок и рассказывает, о чем он думал в последние секунды жизни. При этом актеры играют безупречно реалистично. Кстати, Алексей Кравченко признался, что, готовясь к  роли слабоумного Михала, общался в психбольнице с подростком, отстающим в развитии, а Анатолий Белый ездил на мясокомбинат — ведь его герой, согласно сюжету, работает уборщиком на бойне. После окончания состоялась «раздача слонов». Солидное жюри вынесло оценку фестивальным спектаклям. Лучшими актерами были признаны Михаил Солодянкин —  Катурян в спектакле «Человек–подушка» Русского драматического театра Удмуртии, Александра Корович —  Морин в спектакле «Красавица из Линэна» австрийского «nicht.THEATER Ensemble, Михаил Яковлев —  Пэйто в спектакле «Красавица из Линэна» Челябинского камерного театра, Александра Беднаж — Мейрид в спектакле «Лейтенант с Инишмора» польского театра имени Вилама Хожицы. Два диплома фестиваля уехали в Сараево, в Молодежный театр: один — за лучший актерский ансамбль в спектакле «Человек–подушка», второй — за лучшую режиссуру был вручен Луке Кортина, постановщику этого спектакля. Гран–при получил спектакль «Красавица из Линэна» Челябинского государственного драматического Камерного театра в постановке Сергея Федотова. И еще один необычный диплом хочется отметить — спецприз жюри лучшему зрителю. Им стал Андрей Абросимов, приехавший в Пермь из Казани специально на фестиваль и побывавший на всех спектаклях, лекциях и мастер–классах. Первый Фестиваль МакДонаха состоялся при поддержке Министерства культуры РФ в рамках «Года России — Великобритании–2014».  И успех этого проекта позволяет надеяться, что первый фестиваль не останется единственным.

Светлана Воронова, фото Евгения Малышева

Местное время