22.10.2014
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ От Фауста до Протея
Корниенко Нелли. Монография. - К.: Альтпрес, 2014
Энергия традиционной психологической модели театра сегодня - в новых экспрессивных выразительных средствах, в выходе к многомерности на всех эстетических уровнях: в привлечении парадоксальной «психологии», непредсказуемости реакций, галлюцинации-сна-мечты, психоаналитических рефлексий в рамках законов «классической» психологии и т.п. или в присвоении надтекстовых и внетекстовых возможностей.
Блестящим примером такого мистически-многомерного языка в рамках традиций психологического театра является театр «У моста» из Перми под руководством Сергея Федотова. Речь идет о его «театре МакДонаха» как отдельном театре внутри театра «У моста», или, может быть, театр «У моста» и является театром МакДонаха?
Это интересный эксперимент сплава европейской (ирландской) театральной мысли (с ее поморской суровостью, мужеством и особыми взаимоотношениями со стихией моря), с парадоксальным восприятием мира, мощными скрытыми страстями, «темными» чувствами, непреодолимым движением к цели и невероятным, наивно светлым взглядом вверх - и русской традиции внимания к «слезе ребенка», к тонким движениям мысли и настроений. За много лет я едва ли не впервые ощутила катарсис ...
Около 100 постановок МакДонаха, драматурга, будто специально предназначенного судьбой для «опровержения» психологической традиции, - идет сейчас в театрах России. Театрах именно этой традиции. Здесь и «Калека из Инишмана», и «Королева красоты», и «Красавица из Линена», и «Сиротливый Запад» и др.
Но мало кому дается убедительное «преображение» в этого брутально-нежного и светлого художника сцены.
МакДонах у Федотова - словно здесь родился. В нем уже присутствует русский опыт Гоголя, Достоевского, Булгакова. Между тем он остается таинственным и ни на кого не похожим.
Его метафизика парадоксально свободно приручает темную архаику чувств - и иронию, энергию покорности - и роковые взрывы вольницы, таинственную внутреннюю жизнь - и неожиданные всплески наивных мечтании, суровый, аскетичный быт - и истинную поэзию, невыразимую лиричность - и жесткую грубость. И каждого своего маргинала он нежно любит. Федотов интерпретирует МакДонаха - через сверхдетальное исследование парадоксальности жизни и судьбы своих персонажей. Ему важно экзистенциальное напряжение каждой отдельной жизни, самой «окраинной» и маргинальной, которая взрывается под этим напряжением.
Психология и быт присутствуют здесь как первый контекстуальный уровень, над которым надстраиваются новые уровни сложности - противоречивые, нередко взаимоисключающие состояния и действия, абсолютно непредсказуемые реакции, сдвигающие ожидаемый сюжет в направлении новой инфернальной интриги. Выстраивается экстремальное соблазнение тайной, таинственным духом жизни Где страх и ужас преодолеваются осознанием Греха. Своего и всех. Отсюда - благодатная, невероятная струя, казалось бы, невозможного в условиях жестких сюжетов МакДонаха духовного озона.
Федотовский МакДонах - это не просто метафизика, которую констатируют. Это новый инструментарий невербального и вербального в традиционном театре, который именуют психологическим. Скорее - это трансформация психологического театра в новые горизонты. Постнеклассические. Все признаки налицо. Противоречивость здесь «снимается» эстетическими механизмами конъюнкции/дизъюнкции, импульсы подсознательного «поднимаются» в «видимое» пространство через особые «отношения» эмоции с пластикой лица и жестом - они то находятся в жестком контрасте, то играют мягкими асимметриями; жест здесь может замещать слово или мысль - лингвистическая традиция вступает в диалог с вневербальными материями. Спектаклю, скажем, «Калека из Инишмана» режиссер предложил сдвинуть «буквальные», конкретные, линейные модусы организации времени и пространства - в принципиально другой порядок континуума, благодаря чему время превращается в эпическое; конкретное здесь сдвинуто в несвойственном ему направлении. А лирическая прогулка-мечта из этого спектакля приобретает признаки сна-галлюцинации, подчеркнуто поэтической, что резко «выпадает» из сурового контекста этого аскетического повествования. Согласно контрастной установки, в сознании возникает эффект резко повышенного градуса поэтического («зашкального») по отношению к ожидаемому. Флер, энергия поэзии пронизывает всю целостность спектакля.
Эта система сценического сказания выходит в неклассические горизонты, лишь внешне оставаясь в пределах классики.
Многомерный эстетический остров Федотова- МакДонаха - едва ли не единственный ныне в русском театре психологической традиции модерный авангардный форпост.