23.10.2014
Пермский театр «погрузил» Казань в ужастик от Гоголя
Для казанских театров — норма, когда билетов нет за неделю до спектакля. Но чтобы в зале не было негде даже стоять... такой интерес публики должен быть вызван чем-то по-настоящему нетривиальным. Пермский театр «У моста», который приехал с гастролями в наш город, несомненно, относится именно к такому разряду. Поэтому и начать они решили со своего легендарного спектакля «Панночка», который без перерыва идёт уже 24 года. За это время пермяки сыграли его около 2800 раз, сделав чем-то вроде своей «визитной карточки».
Перед самым началом спектакля зрителей немного шокировали, объявив, что как только откроются кулисы, в зал никого не пустят. Независимо от того, за какую сумму был куплен билет и какие обстоятельства задержали «опоздунов», камерность постановки не смеет нарушать никто. Несколько возмущённая таким отношением, публика настроилась оценивать «Панночку» со всей строгостью, готовясь покусать режиссёра ядовитыми зубами за любой промах.
Но промахов не было. Ни единого. Скажу больше: столь реалистичного воплощения гоголевского «Вия» я не видела вообще никогда. Ни в одном театре, ни в одной экранизации режиссёры не смогли добиться такой аутентичности. Казалось, что ты сквозь брешь в заборе подглядываешь во дворик украинского хутора. А герои пьесы понятия не имеют, что на них смотрят сотни глаз. Они самозабвенно распивают горилку, пьянея всё сильнее и сильнее. И начинают рассказывать Хоме Бруту, заезжему студенту кивеской бурсы, всевозможные небылицы про панночку — прекрасную дочь местного сотника. Мол, хороша девка, да ведьма - уже многих со свету сжила ради забавы. А уж с какой гордостью они расписывали достоинства жирных поросят, которыми славится их станица!..
Параллельный мир, который создаётся на сцене, затягивает до такой степени, что невозможно поверить, что это лишь игра. Ну нельзя так натурально изобразить пьянеющего человека! Нельзя таким поставленным голосом читать нараспев православные молитвы, если ты не подрабатываешь по выходным в церкви. Нельзя ни разу за два часа не забыть про украинский говор! Однако, актёрам это удалось.
- Чтобы ощутить гоголевскую поэтику и не попасть в штамп, как играют все и всегда, мы решили сочинить свой малороссийский акцент. Мы создали особую, гоголевскую, напевную, красивую речь, которую с восторгом приняли даже во Львове, - рассказал художественный руководитель театра «У моста» Сергей Федотов. - Такая мощная работа актёров на погружение в ситуацию, атмосферу, присутствует у нас в любой постановке. И если мы решили сделать спектакль, действие которого проходит на Украине, мы досконально изучаем украинский язык, обычаи, характеры, учим народные песни.
Эта проработка мельчайших деталей чувствовалась буквально во всём. На сцене было настоящее украинское сало, а раритетные народные костюмы и атрибутику привезли с одного далёкого хутора. Очевидно, их доставали из бабушкиных сундуков, потому что на кушаках сохранилась старинная деревенская вышивка. Более того, на репетициях актёры пьют горилку, чтобы на себе ощутить, как с каждой чаркой должно меняться поведение их персонажей. Даже трубку дядьки Явтуха когда-то набивали настоящим украинским табаком, и он много лет пускал на сцене колечки дыма, пока в театрах не запретили курить.
- Я ненавижу постмодернизм, когда спектакли переносят из классики в наше время. И считаю, что если актёр варится в той среде, где происходит действие пьесы, у него подключается подсознание, - признался режиссёр. - Это помогает артистам играть непосредственно, по-живому, тогда и зал верит.
Зрители и правда ловили каждое движение и восхищались удивительной сыгранности актёров. Между Хомой Брутом (Василий Скиданов) и Хвеськой (Мария Майданюк) сверкали электрические разряды, когда они участвовали в эротических сценах. Эээ... если, конечно, наглые приставания на телеге можно назвать эротикой. Попытки казаков спьяну в лицах изобразить панночку и её жертв заставляли пополам сгибаться от хохота, а их пьяные драки были одновременно и комичными, и очень натуральными.
При этом, непонятно, каким образом удалось добиться такой гармонии, ведь в труппе есть и новички, и старожилы. Например, Владимир Ильин играет роль Явтуха уже 24 года — собственно, с момента создания «Панночки». А для Ксении Малягиной, которая предстала в образе прекрасной ведьмы, эта роль стала дебютом (она работает в пермском театре всего три месяца). Образ панночки в её исполнении получился довольно непривычным: вместо чернобровой дивчины мы увидели хрупкую блондинку. Но такой выбор актрисы для казанских гастролей был сделан не случайно — Ксения родом из нашего города.
- Я чувствовала колоссальную ответственность, потому что в зале сидели мои друзья и родственники. Мне нужно было предельно сконцентрироваться и показать себя на пределе способностей, - призналась актриса. - Но эта атмосфера, которая царила на сцене, очень помогла мне прочувствовать роль. Прекрасные ощущения! Словно попадаешь в другое пространство. И правда, когда ведьма летала в гробу в маленькой церквушке, становилось по-настоящему жутко. А когда она стала выкрикивать проклятья и призывать сатану себе в свидетели, я пожалела, что не ношу крестик. В то же время, Ксении удалось остаться в этом инфернальном образе настолько невесомой и невинной, что Хома Брут не удержался и добровольно вышел к ней из заколдованного круга, чтобы сгинуть навсегда. И не возникало вопросов, почему он это сделал. Иначе и быть не могло...
Вообще, про игру каждого из актёров хочется говорить бесконечно. И Мария Майданюк, и Сергей Мельников, и Илья Бабошин заслуживают по отдельной статье. Но, боюсь, любые слова тут будут бессильны. Лучше один раз увидеть. Гастроли театра «У моста» продлятся в Казани до 24 октября. Так что, сходите... если не боитесь. Потому что после такого театра любой другой может показаться просто сборищем бездарностей.
Ссылка на статью