Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

01.09.2014

«У Моста» в Индии. «Живущие душой и сердцем»

Самым запоминающимся фестивалем юбилейного года «умостовцы» называют театральную Олимпиаду в Индии (г. Катак), с которой знаменитый театр вернулся, как обычно, победителем. Спектакль «Зверь» получил Гран-при фестиваля. Мы попросили главного режиссера театра и артистов рассказать о своей экзотичной, важной, волнующей и интересной командировке.

Репетиции на стройке и изучение английского

Безусловно, подготовка к такому событию как международный фестиваль не может и не должна происходить в последний момент. Актеры и художественный руководитель театра начали работать над экзотической командировкой за несколько месяцев до начала фестиваля.

Первый шаг — выбор спектакля. Почему именно «Зверь» стал визитной карточкой театра в Индии? «Зверь» — уникальный, фестивальный спектакль. В этой постановке очень хорошо отражается умение актеров работать с энергетикой. — рассказывает худрук театра и режиссер спектакля Сергей Федотов. — Когда я уже в Индии понял, что многие индусы не знают английского языка, то решил, что спектакль здесь надо играть совсем по-другому. Мы не стали давать английские субтитры и максимально отказались от текста, сделав акцент на пластике, движении. Уже через несколько минут после начала спектакля стало ясно, что зритель полностью подключился к происходящему на сцене и абсолютно все понимает. Индусы вообще очень своеобразный народ. Их восприятие мира отличается от европейского. Они многое воспринимают напрямую подсознанием. Информацию считывают буквально с полу-вздоха. Очень тонко чувствуют. Единение актеров со зрительным залом было потрясающим!«

Когда подготовка к фестивалю только началась, новое фойе театра «У Моста» еще не было закончено, и актеры репетировали постановку прямо на стройке. Декорации вполне в духе постапокалиптического будущего, где и происходит действие спектакля.

Кроме репетиций, параллельно актеры работали над совершенствованием своего английского языка. Специально для Театра «У Моста» фонд «Hilton» организовал экспресс-курсы английского. Сергей Федотов принял решение ехать без переводчика, чтобы проверить собственные силы и попрактиковаться в живом общении.

Мистика Индии

Спектакль «Зверь» театра «У Моста» высоко оценило не только профессиональное жюри фестиваля, но и простые зрители. «На нашем спектакле зал был переполнен, люди стояли в проходах. — рассказывает ведущая актриса театра Галина Гринберг. — Накануне показа, в предыдущий день, мы увидели, что нравы в индийском театре весьма свободные: зритель может пересесть с одного места на другое прямо посередине действия, обсудить происходящее на сцене с соседом и, не стесняясь, хрустеть специально приготовленным горохом (что-то наподобие знакомого нам попкорна), который разносят в больших чашках женщины, облаченные в сари. Увидев это, я очень переживала, как мы будем играть здесь „Зверя“. Однако, во время нашего спектакля зрители следили за действием, затаив дыхание, и после спектакля не расходились из зала целый час.»

«Индийские зрители очень эмоционально восприняли наш спектакль, — делится впечатлениями исполнитель главной роли Семен Минералов. — После спектакля нас очень долго не отпускали со сцены — зал аплодировал стоя. Сергею Павловичу целовали края одежды и прикасались к стопам ног. Этот странный, с нашей точки зрения, обычай в Индии означает высочайшее почтение и признание. И таким образом благодарили не только простые зрители, но и именитые индийские режиссеры и драматурги, члены жюри. А потом за кулисы пришел молодой человек и, подойдя ко мне, стал очень запальчиво говорить: «Ты не прав, так нельзя! Почему ты не смог защитить свою девушку? Ты должен был спасти любимую!».

Кроме небывалого фурора на сцене, спектакль привлёк внимание СМИ. На следующий день репортажи о выступлении театра «У Моста» выпустили 5 газет, несколько телекомпаний и радиостанций Индии. А Сергею Федотову пришлось после спектакля три раза подряд провести мини-брифинг за кулисами, так как индийские журналисты все прибывали и задавали новые и новые вопросы. С журналистами художественный руководитель театра «У Моста» общался без переводчика, на английском языке, чем очень удивил своих артистов, которые до этого были уверены, что из иностранных языков Мастер может говорить только на польском и чешском. «Я сам не ожидал, что смогу так спокойно говорить по английски, — говорит известный режиссер.- У нас в труппе есть актеры, владеющие этим языком почти в совершенстве, и я рассчитывал на их помощь. Однако, слова и фразы каким-то чудесным образом сами возникали у меня в голове, и по реакции журналистов, понимал, что все говорю правильно. Индия все-таки удивительная и, конечно, очень мистическая страна. И, судя по всему, она впустила в себя Театр «У Моста», приняла. А когда уже после спектакля мы узнали, что наше выступление выпало на очень любимый и почитаемый индусами общенациональный праздник — день рождения Махатма Ганди, то уверился в этом окончательно.»

Индия — это сказка, которую надо разгадать

Конечно же, главное в поездке на театральную олимпиаду — это удачное выступление со спектаклем. Однако, не будем забывать, что кроме самопрезентации эта поездка дает уникальные возможности для знакомство с другой страной и культурой.

«В Индии живут очень хорошие люди. Они очень добрые, отзывчивые, живые и любознательные. Например, наш гид самостоятельно готовил нам мясо и рис и приносил их вечером в гостиницу, девушки-зрительницы подходили знакомиться после спектакля, а монах-буддист из Храма Будды, пустил нас в свою хижину укрыться от дождя. Это люди, существующие в гармонии с природой и самими собой. Люди, живущие сердцем и душой, В Индии по городу свободно гуляют коровы — эти животные священны для индийцев и тревожить их никому не позволено. Индия это сказка, но сказка не внешняя, в нее надо проникнуть, надо разгадать. Поэтому, я, уже ранее побывав в этой стране, боялась, как к ней отнесутся мои коллеги. Как оказалось, опасения были совершенно напрасными, ведь актеры это люди, которые тоже живут в первую очередь душой и сердцем» — резюмирует Галина Гринберг.

Думаю, после этих слов уже нет смысла что-либо комментировать или добавлять.

 

Константин Кадочников 

Портал «Пермская Афиша»