06.11.2013
Валерий Бегунов. "Театральный галоп по Европе". Обзор
В течение сентября-октября довелось увидеть немало любопытного — и прежде всего не на академсценах, больших, звездных, заласканных вниманием «центровой прессы». Немало интересного, небанального, неожиданного предъявили небольшие театры. К ним не всегда приходит поверхностная популярность. Но у них своя устойчивая публика и они говорят со зрителем об очень важных вещах, на языке ярких художественных образов, свободном от стереотипов и канонов застывшего «Большого Мейстримовского Потока». В этом обзоре я попытаюсь рассказать именно о таких театральных работах.
И для начала — в Пермь. В начале этого сезона здесь справлял свой юбилей театр «У моста» — один из тех сценических коллективов, которые рождены в самом начале нового театрального бума на рубеже перестройки. Гола два назад справлял свой юбилей его создатель и художественный руководитель — режиссер Сергей Федотов. А вот теперь дело дошло и до коллективного юбилея — и оттолкнувшись от него, как от повода, Федотов решил устроить маленький художественно-просветительский праздник пермским зрителям: трехдневная программа празднования обернулась мини-фестивалем необычных европейских театров и циклом мастер-классов, данных их руководителями.
Немного о самом театре «У моста» и его руководителе. Этот театр — совершенно необычное явление на нашей театральной карте. Возник в предперестроечные годы как один из первых у нас «мистических театров» (и остался на этой позиции едва ли не единственным). Здесь идут и классические пьесы, и пьесы современных авторов. Создан «гоголевский цикл» и цикл спектаклей по нескольким лучшим пьесам знаменитого Мартина МакДонаха. В основе собственного метода работы с актером — сплав традиций и принципов психологической реалистической школы с методиками Гротовского, Антонена Арто и М. Чехова. Театр объездил с гастролями множество стран и многие города России. Побывал на 120 фестивалях, удостоившись множества грамот, призов и лауреатских дипломов за спектакли, за режиссуру, за сценографию, за актерские работы, за ансамблевое мастерство. Федотов ставил спектакли и во многих театрах России (включая знаменитую (теперь уже «пост-любимовскую Таганку»), и в других странах. Много работал в Чехии — и был удостоен там (единственный и по сию пору россиянин и иностранец) Национальной театральной премии. И только спустя пять лет, после нескольких номинирований, получил специальный приз в Национальной театральной премии России «Золотая маска»!
Театр «У моста» ныне находится в небольшом старинном здании. Недавно, «под юбилей», с помощью друзей, спонсоров властей там проведен ремонт. На потолках и стенах — старинные панно на религиозные сюжеты. Перед входом в новое фойе — классицистские статуи нимф или граций в венках, с факелами. А само это новое фойе, стекляной крыщей и идущим вдоль стен узким фризом фотографий лучших сцен из спектаклей театра, отделано и обставлено в шикарном стиле купеческого модерна начала прошлого века... А все пространства в этом маленьком уютном театре организованы, как сценические декорации для бесконечно сочиняемых жизнью сюжетов...
Вот в этот театр, на его 25-летие, слетелись поздравительные телеграммы — включая приветственное письмо от председателя Союза театральных деятелей России А. А. Калягина, а также многочисленные друзья-коллеги Федотова и его театра. И три дня на этом праздничном мини-фесте публика зачарованно следила за весьма непривычными для нее действами. Наверное, самыми сильные впечатления оставили по себе два театра — из Польши, из Кракова — «Театр Николи» Николая Вепрева и коллектив из Эстонии «Королевский жираф», организованный и руководимы Станиславом Варкки.Обо эти театра — чисто пластические. Наследуют и разрабатывают традиции уличных театров и сценической сюжетной пантомимы.
«Маручелла». Польский театр «Николи» — активно гастролирующий и участвовавший во многих фестивалях коллектив. Он увенчан многими призами и наградами. Он уже приезжал два года назад в Пермь. Но и в этот раз публика поражена необычным действом.
Сюжет, разыгранный средствами пантомимы, танца и клоунады самим Николаем Вепревым и его молодой обаятельной партнершей Доминикой Жуча незамысловат: как бы очень пожилая семейная пара уличных клоунов встречает поезд на станции. Они развлекают публику и пассажиров, доставая из старого чемодана все новые и новые аксессуары. Они это делают не для денег — просто это то, что они делали всю жизнь. И им нужно вновь и вновь дарить радость незнакомым людям. Потом очередной поезд уходит. Реквизит снова сложен в чемодан... Может, это пролетела жизнь? А, может, лишь перевернута еще одна житейская страница, еще один эпизод.
Пестрое, темпераментное действо завораживает зрителей в зале какой-то невероятной добротой и лаской, идущей от артистов. Они затевают игры с залом, они вызывают зрителей на сцену и разыгрывают с ними миниатюры и скетчи. Мелькают зонты, цветные мячики, кружева, бутафорские цветы и гармошки, устраиваются «соревнования собачек» (забавные куклы-марионетки). Многие трюки известны еще со времен акробатов, потешавших публику Древнего Рима. Но артисты облекают их в «новые одежды», вплетая в ткань своего действа. Зрелище идет в ритме мелодии старинной итальянской песенки «Маручелла». (А нашел ее Николай Вепрев в том же сборнике, откуда «лицедеевец» Городецкий взял для своего номера другую старинную песенку «Голубая канарейка»). Песенка и дала название действу: «Маручелла». Публика к финалу ощущает невероятный прилив радости и благодарности — вот послевкусие этого спектакля.
«Карнавал». Спектакль театра «Королевский жираф» создан в другой манере и в другой стилистике. Здесь тоже только музыка, удивительная пластика и ни одного слова.
Но сюжет читается ясно: некто, скажем, Сочинитель (его партию-роль исполняет сам Станислав Варкки) пытается сложить из своих фантазий и неясных миражей и призраков воображения некую истории. По сути, надо «зашифровать», «записать» в свое сочинение собственную жизнь — а по-другому и не бывает в искусстве! А по форме перед нами средневековый карнавал — игра о жизни и смерти, о борьбе духа и плоти, фантазий и реального, мистического и приземленного. И сам Варкки, и три его актрисы бесконечно меняют наряды, аксессуары и облики. Каждый новый танец или пластический этюд — новый сюжет, новый взлет мистики и фантазии, новая жизнь. Сложнейшие музыкальные ритмы, сложнейшая пластика, игры с веерами, тканями, крыльями, масками, клинками — перемены непредсказуемы и прихотливы, как сны. И само действо, как сон, прихотливо перетекает из света в тьму, играет многоцветьем красок и виртуозностью движений.
Театр «Королевский жираф» побывал в разных странах мира с гастролями, приезжал и в Россию, удостоившись восторженных отзывов в прессе. Конечно, видны общие начала с истоками полунинских «Лицедеев» — Варкки много сотрудничал с Полуниным, и в вообще, как и С. Полунин, — Варкки вышел из знаменитым студий пластики и пантомимы, задолго до перестройки и «нового студийного бума», породивших в тогдашнем Ленинграде целое движение «новой театральности» и «невербального театра».
Третьим коллективом-гостем юбилейного мини-феста был пражский театр «Доктор Крэзи» режиссера Петра Ланты (чешского ученика Федотова). Он привез иронический современный парафраз легенды о докторе Фаусте — так и названный «Фауст». Фактически версия, показанная пермским зрителям была срепетирована прямо тут же, в Перми, за три дня — в ней участвовали и чешские артисты, и актеры театра «У моста».
...Ну, а теперь можно на время вернуться в Москву...
Ссылка на статью