26.12.2013
«Замок» с двойным дном
Переосмысленные худруком театра Сергеем Федотова пьесы «На дне» и «Мандат» оказались на редкость актуальными и злободневными. Не стал исключением из этого ряда и новый спектакль по роману Франца Кафки «Замок». Несмотря на то, что действие романа и одноименной постановки происходит в начале XX века, происходящее понятно и близко человеку века XXI-го. Спектакль вызывает невольные параллели с «болотным делом», историей сельского учителя Ильи Фарбера, ликвидацией самого успешного и адекватного из государственных СМИ — агентства РИА «Новости» и обычными в российских чиновничьих учреждениях бюрократией, бытовым хамством и пренебрежением к человеку.
Умение тонко чувствовать время — отличительная особенность театра «У Моста». И последние премьеры — наглядное тому подтверждение
Совсем коротко о сюжете. Некто Господин К — землемер, человек без прошлого и какого-либо определенного будущего прибывает в деревню, управляемую Замком, для проведения работ по заказу местных властей. Однако сделать это не так-то просто, любые попытки узнать о предстоящих работах, связавшись с местными властями, терпят крах. В итоге Землемер К пытается действовать по обстоятельствам. Пытаясь во что бы то ни стало добраться до Замка и разобраться в происходящем, он общается со странными чиновниками (Шварцер, Эрлангер, деревенский староста), выстраивает отношения с местными жителями (Учитель, Варнава, семья трактирщика, Герстекер), получает и теряет должность школьного смотрителя, попутно успевая отбить у начальника канцелярии замка Кламма любовницу — Фриду.
Посыл спектакля считывается без труда. Это абсурдность и бессмысленность бюрократической государственной машины, олицетворением которого является Замок. В системе координат такого государства человек — всего лишь функция, недаром имена некоторых персонажей совпадают с родом их деятельности (Староста, Учитель). Вне системы участь человека ещё незавиднее — его попросту не существует. «Ты не из Замка и даже не из деревни — ты никто», — говорит жена трактирщика Землемеру.
Отношение к людям у власти соответствующее, они не могут рассчитывать даже на минимальное уважение и внимание к себе, до нужного чиновника невозможно ни дозвониться, ни попасть на приём. Об отдалении власти от народа говорит и местоположение Замка (на высоком холме, над деревней).
Отношения власти и народа основаны на страхе. Страх, возникающий у героев спектакля перед звонком из канцелярии Замка или вопросом о хозяине Замка — графе Вествесте, сравним со страхом перед самопальным мандатом Гулячкина, героя прошлой громкой премьеры театра. Работавший над романом в 20-х годах прошлого века Франц Кафка не знал о существовании тоталитарных государств и партийной номенклатуры, но предугадал их появление.
Однако тема взаимоотношений личности и государства, абсурдности государственной машины как таковой — лишь первый слой постановки. «Замок» — спектакль с двойным дном. Кроме актуального социально-политического контекста, постановка обладает мощным экзистенциальным смыслом. Что неудивительно: Кафка является одним из предшественников экзистенциальной философии.
Жизнь в произведениях писателя («Превращение», «Процесс», «Замок») абсурдна и бессмысленна. Непонятная и бесполезная работа, непонятный и бессмысленный шепот в телефонной трубке, бесчисленные звонки, время, проведенное в очередях на приём к очередному Эрлангеру или Кламму, — вот что составляет жизнь персонажей «Замка». Но разве это жизнь? Скорее это всего лишь «суета сует, суета сует и всяческая суета».
Спасение от этой суеты лишь в самом человеке, в его внутренней свободе. Именно свобода отличает Господина К от остальных героев спектакля. Именно это свойство привлекает в нем Фриду. С помощью Землемера она пытается обрести собственную свободу.
Однако свобода — тяжелое испытание, свобода предполагает ответственность за свой выбор и свои действия. «Человек обречен быть свободным», — писал Сартр. Не все могут выдержать испытание свободой. Для Фриды это испытание оказалось фатальным. Попытавшись какое-то время жить жизнью Землемера, она возвращается обратно к привычной для неё жизни под властью Замка.
Отметим прекрасную игру актёров Валерия Митина (Господин К) и Виктории Проскуриной (Фрида), создавших прекрасные образы и удивительно точно передавших сложные отношения своих героев.
«Человек заброшен, ему не на что опереться, так как в умопостигаемом мире не существует априорных ценностей», — писал Жан-Поль Сартр. Другой экзистенциальный философ Мартин Хайдеггер тоже много размышлял о «заброшенности» и одиночестве человека в мире.
Человек Кафки так же одинок перед абсурдом окружающей действительности. Землемеру абсолютно не на кого и не на что опереться: у него нет постоянного места жительства, Фрида не выдерживает жизни с ним и покидает его, на новоиспеченных помощников Артура и Иеремию также нет никакой надежды. В мире абсурда и бюрократии он может рассчитывать только на себя.
Роман Франца Кафки не был закончен при жизни. Незавершенность действия чувствуется и в спектакле. Тем не менее, Сергей Федотов попытался придумать собственный конец истории Господина К. Землемер все же добивается приема в Замке. Но, попав туда, он теряется как личность и становится частью системы. Финал вполне соответствует духу Кафки и его убеждению о невозможности противостоять жизненному абсурду.
Однако если мы вновь обратимся к Сартру, то все окажется не так уж плохо. Сартр считает, что с окружающей абсурдной действительностью можно бороться, выбирая и создавая новые ценности, заполняя жизнь смыслом. Так что вперед, «выбирайте, то есть изобретайте»!
Материал: Константин Кадочников