Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

27.03.2013

«Комсомольская правда. Пермь»: Не просто «мило и талантливо»

Рецензия на спектакль театра «У Моста» по пьесе А. П. Чехова «Чайка».

Как замечательно, что «мода» осовременивать классику в театральных постановках не коснулась театра «У моста»! Я не хочу сказать, что таким образом невозможно создать выдающийся спектакль. Но лично мне гораздо приятнее воспринимать художественное произведение без отрыва от его родной, нативной эпохи. Совсем не обязательно переносить действие в наши дни для того, чтобы показать актуальность проблем, затронутых автором, — достаточно достоверно передать его задумку, и зритель сам с легкостью отличит, что здесь вечно, а что преходяще.

Спектакль «Чайка», поставленный Сергеем Федотовым по одноименной пьесе А. П. Чехова, приковывает к себе внимание с первых слов, а точнее с первых звуков. Музыка и свет, декорации и костюмы органично сплетаются, создавая сценическую гиперреальность, в которой актеры не просто играют свои роли — они живут в ней, увлекая за собой сознание и воображение зрителя. На фоне неспешно развертывающегося на сцене действия, внутреннее напряжение, временами усиливаясь, временами ослабевая, не дает, однако, ни на минуту расслабиться или отвлечься.

Стоит отметить потрясающую игру как всего актерского ансамбля в целом, так и каждого актера в отдельности. Вам хочется то смеяться вместе с парящей на качелях «чайкой» Ниной Заречной, то плакать с убитой потерей сына Ириной Николаевной в исполнении актрисы Галины Гринберг. Вы то испуганно наблюдаете напряженно-надрывный монолог Тригорина о нелегкой судьбе писателя, то с замиранием сердца следите за разрывающим в отчаянии свои рукописи Константином Гавриловичем, великолепно сыгранным актером Василием Скидановым, и долгое время после спектакля вспоминаете лицо Треплева перед роковым выстрелом, на котором ясно написано, что он потерял на сей раз последнюю надежду. У актрисы Ирины Моляновой получилась просто замечательная роль второго плана — переживающая за всех, заботливая и искренняя Полина Андреевна. А трагизм положения Марьи Ильиничны непревзойденно передан прекрасной Викторией Проскуриной.

В финале чеховской «Чайки» к Треплеву приходит осознание сущности творчества: «... дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души». Во время просмотра спектакля у меня создавалось ощущение именно того, что он льется свободно. Образы, воплощенные актерами, целостные и фактурные, не оставляют зрителю повода усомниться в правдивости происходящего на сцене: в отчаянном нежелании Аркадиной поддаваться неумолимому течению времени, в постоянной зависимости от писательства бесхребетного Тригорина, в самозабвенном стремлении Заречной к славе и признанию, в безуспешных стараниях несчастной Маши вытравить любовь к Треплеву из своего сердца, и в трагической потере Константином Гавриловичем последних ниточек, связывавших его с жизнью.

Выходишь из театра с чувством, что это все не просто «мило и талантливо» — ты только что находился в другом измерении, в измерении, созданном совместной работой актеров, режиссера и неизменного руководителя театра Сергея Федотова и всех остальных людей, так или иначе принимавших участие в создании этого спектакля.

У каждого театра есть своя собственная атмосфера, но атмосфера театра «У моста», очевидно, какая-то особенная. Возможно, поэтому после знакомства с театром зрителям хочется приходить сюда снова и снова и пересматривать спектакли не по одному разу.

Автор текста Андрей Лапицкий

Автор фото Евгений Тернавский

«Комсомольская правда. Пермь»