07.05.2013
Журнал «ОсобаЯ»: «На дне», или Горькая правда жизни
Майские праздники в этом году принесли немало сюрпризов жителям Перми. Еще бы: на Разгуляе на ПОЭТической маевке энтузиасты с воодушевлением декламировали стихи Владимира Маяковского, а в театре «У Моста» шла премьера по пьесе Максима Горького «На дне»...
Мода на подзабытые имена прошлого всегда неслучайна. А если эти имена тесно связаны с революционной историей нашей великой страны, то становится по крайней мере интересно — какие параллели с современной российской действительностью проведет в новой постановке режиссер театра Сергей Федотов? Да и каким образом пьеса Максима Горького может вписаться в особую мистическую атмосферу театра «У Моста»? Пермского театрального зрителя, искушенного черным юмором Мартина МакДонаха, вампирами «Дракулы» и монстрами «Франкенштейна», казалось бы, сложно чем-либо удивить. Но 4-го мая, в день премьеры «На дне», зал был полон до отказа — впрочем, как и всегда на представлениях в этом театре. И как всегда «У Моста» удивил.
Не станем пересказывать сюжет «На дне» — он известен любому, кто учился в средней школе. Появление на сцене актеров в образах «людей дна» — грязных, отвратительных, в оборванной одежде — скажем прямо, сначала шокирует. Но очень быстро зрители втягиваются в действие, и отвращение к внешнему облику героев постепенно сменяется глубоким сопереживанием. Ведь большинство персонажей — далеко не глупые люди, образованные, работящие, но в силу жизненных обстоятельств или слабости своего характера скатившиеся на самое дно жизни. Но при этом в глубине души они продолжают верить в счастье и в любовь и все еще на что-то надеются...
Одна из особенностей представления — оно развивается параллельно сразу на нескольких планах: на переднем, на втором, на третьем... В результате действие получается особенно насыщенным, зритель едва поспевает за героями и за событиями, разворачивающимися на его глазах. Поэтому все три часа пролетели на одном дыхании.
Поразило и то, что горьковский сюжет на сцене театра «У Моста» существует практически вне времени. Если немного изменить декорации и костюмы героев — и перед нами окажется не дореволюционная Россия, а вполне современная российская действительность, в которой есть не только миллионеры из списка «Форбс», но и ночлежки с бомжами.
Премьера прошла «на ура» — зал взорвался аплодисментами и долго-долго не отпускал актеров со сцены. А потом, выходя из зала, зрители толпились в фойе, не торопясь уходить, и взволнованно делились со своими спутниками впечатлениями от увиденного...
— Обязательно перечитаю пьесу! Когда в школе проходили — совсем по-другому воспринимала. Казалось, такая скука....
— Горький, поставленный в стиле МакДонаха: и смешно, и грустно, и страшно...
— Так это МакДонах наверняка читал Горького!...
— А ведь как точно подмечено — русский человек всегда истину ищет на дне... на дне бутылки!
— Да, вполне современный финал: бунтарь в полиции, богатым ничего не будет — откупятся, люди совести — в самоубийцы подались, а остальные продолжают в сказки верить или философствовать за бутылкой, и таких большинство. И все идет своим чередом! Вся нынешняя Россия — это дно!
...Говорят, что настоящее произведение искусства, как и хорошее вино, должно оставлять после себя послевкусие. Премьера «На дне» в театре «У Моста» взбудоражила умы зрителей, заставив их не только сопереживать актерам на сцене, но и задуматься после представления о чем-то своем, о нашем, об общем — о правде нашей жизни. И правда эта, к сожалению, горькая.
Текст: Ирина Малютина