Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

31.05.2013

Театр "У Моста" пересмотрел известную пьесу Горького "На дне"

Опубликовано в электронном журнале «Театрон» 31 мая 2013 года.

Театр «У Моста» под руководством Сергея Федотова (Пермь) заставил иными глазами взглянуть на известную всем со школы пьесу Горького «На дне». Премьера спектакля, состоявшаяся в мае, произвела настоящий фурор среди театралов и критиков города.

Спектакль был поставлен в лучших традициях Театра «У Моста», основанных на школе русского психологического театра с обязательной долей мистики. Зрителя «брали» и натуральными запахами — по залу плыли запахи керосинок, черного хлеба, пельменей и водки, и натуральными декорациями, и виртуозной игрой актеров, и новизной режиссерского подхода.

Действие пьесы происходит в мрачном полутемном подвале, похожем даже на пещеру, словно населенную «одичавшими существами». Низкие потолки давят, и произвольно в тебе пробуждается желание убежать оттуда. Убога и обстановка в этом душном тесном подвале: черные обрубки дерева, старые стулья и кровати из досок. Казалось бы сама обстановка отражает то состояние души, которое испытывают жители: состояние духоты, тесноты, разочарования в жизни.

Но оказывается, что и те, кто уже практически разочаровался в жизни способны увидеть «луч солнца» в темном царстве. Оказывается, что они тоже способны влюбляться: Настенька, которая с гордостью рассказывает свое романтическое приключение; Вася, вор «по наследству», пожелавший ради своей любимой бросить свое гиблое дело... И все силы на пробуждение этих желаний выбраться «наружу» и вздохнуть полной грудью вложил Лука, таинственный странник «без паспорта». Именно с его появлением начинается настоящий разговор о смысле жизни.

На первый взгляд кажется, что вот он — образец для подражания. Лука добр ко всем, чуток, он вселяет надежду в тех, кто в этом нуждается. С его появлением в этом мрачном подвале появляется отблеск надежды, прежде почти незаметной среди жителей ночлежки. Лука несет людям истинную спасительную веру, он думает, что словами, жалостью, состраданием, милосердием, вниманием, к человеку можно поднять его душу. Но к чему привели его иллюзии: Актер покончил жизнь самоубийством, вор Васька сел в тюрьму.

К финалу становится понятно, что смысл появления странника в ходе пьесы заключался в ином. Зритель понимает, что надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью и ложью, и не погубить в себе человека посредством сострадания и милосердия. Мы часто нуждаемся в утешении, но без права говорить правду человек не может быть свободен. «Человек — вот правда!» и ему выбирать.

«На дне» — это пьеса без каких либо шаблонных указаний, ответов, без умозаключений. После просмотра спектакля в умах и сердцах каждого зрителя, как и в моем, наверное, остался актуальным вопрос «Что лучше-истина или сострадание?» Ответа, на данный вопрос, я не могу дать, как и впрочем актеры, которые заставили содрогнуться каждую клеточку тела. Скажу лишь одно, доверяясь Горькому. Надо всегда помнить: «Человек — вот правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга!»

 

На дне побывала Виктория К.