Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

21.09.2012

Опасные гастроли: Термен возвращается в Россию

Мало кто из зрителей помнит почти детективную повесть о советском изобретателе, по воле рока ставшим разведчиком. Сегодня театр возвращает нас к этой, слегка подзабытой, но удивительной и непростой судьбе Великого Человека.

Песнь героя

Сцена в ресторане Нью-Йорка 20-х гг., с которой начинается действие, поначалу вводит нас в заблуждение. Светская беседа, небрежные жесты, дым сигарет… Всё кажется размеренным и ясным. И лишь яростный монолог Термена о светлом будущем человечества наводит на определённые размышления…

Детали меняются незначительно, легко и почти незаметно. Действие плавно перетекает из ресторана в апартаменты Термена, куда, словно демоны, являются два агента… У зрителя – шок! Герой оказался не так-то прост… Возможно, чуть позже пытливое око, отметит перемену, что происходит в Термене во время его разговора со своим менеджером…

А между тем, история летит на крыльях, как скорый поезд. Новоявленный Фауст сметает всё на своем пути. Приехав поначалу якобы на гастроли в Америку, Термен продавливает производство нового музыкального инструмента – «терменвокса». Даже с точки зрения обычного человека эта задумка выглядит, как чёртова авантюра. Однако герой преследует не совсем личные интересы. Чьи же?

Рапсодия Сатаны 

Сомнительное приключение, в которое герой втравил ещё четверых по-хорошему сумасшедших людей, на самом деле имеет под собой двойное дно. Загадочный для американцев инструмент «терменвокс» – в действительности сигнализация и подслушивающее устройство. А сам Лев Термен – советский шпион. История и впрямь невероятная для тех, кто годы служил его идее продажи терменвоксов верой и правдой. А для самого героя – всего лишь задание. Родина приказала. За приказом, впрочем, неразменная карта – жизнь отца Льва Термена… А в роли Бога и Мефистофеля одновременно – Вождь. Гастроли закончились…

Последний аккорд 

История изобретателя возвращает нас к тем странным и страшным для страны временам, когда патология сознания властьимущих достигла своего дна… Но Фауст должен сделать выбор между долгом и человеческой жизнью. Ради спасения отца герой готов принести на жертвенный камень судьбы всех остальных, в том числе, любимых людей. Любил ли Термен, верил ли во что-то, кроме Великой Идеи? На этот вопрос каждый свидетель нашей истории ответит сам…

И всё же – вот в чём парадокс театра – трагедия личности, внутренний разрыв Термена с самим собой – подан легко. Режиссура Сергея Федотова, признанного мастера сцены, держит зрителя в напряжении до последнего, но вместе с тем не утомляет нагромождением деталей. Спектакль, без преувеличений, смотрится на одном дыхании, и лишь финальные аплодисменты возвращают нас в реальную жизнь. Театр «У Моста» опять удивляет своих зрителей. И экстравагантностью истории, и стильностью постановки, которая напоминает старый добрый голливудский фильм. Немало зрителей в финале истории про Великого Термена незаметно стирают непрошенную слезу в темноте зрительного зала.