19.10.2011
Фестиваль имени Федотова
Если бы можно было присваивать фестивалям имена, то последний стал бы имени Федотова. Я расскажу почему.
К сожалению, свой сотый юбилей Театр «У Моста» отметил не на нашем фестивале. Это произошло на «Реальном театре» в Екатеринбурге. Отметили его «Безруким изСпокэна» и заехав практически «на минуточку» в Брест на белорусский фестиваль «Белая Вежа» со спектаклем «Свадьба Бальзаминова», приехали к нам в Харьков. Наш фестиваль был их 102-м, зато самым напряженным. Они показали два спектакля в Харькове и два в Крыму, начав таким образом украинский тур: Харьков — Тарханкут — Херсон — Николаев.
Их выступления в нашем родном городе стали лакмусовой бумажкой наличия в Харькове театрального зрителя... Кто был на спектаклях — понимает почему... А мне просто горько констатировать этот факт. Возможно, сказалось общественное недоверие вообще к официальной информации. Вот народу говорят, что это хорошо, а он не верит! Он сейчас многому не верит. Поэтому не поверил, что это лучший театр постсоветского пространства. Мол, ну и что, что в России ему дали национальную премию? У нас знаете, кому дают?.. И у них, наверное, так же... А ведь город был действительно увешен рекламой. В метро, на улицах, баннеры на зданиях, где были спектакли, флаеры возле выходов из метро... Была пресс-конференция... Все интернет-издания сообщили... По радио рассказывали... Короче, театралы не могли не знать, кто к ним приехал. Но на спектакле их не было.
29-го сентября в Харькове лауреат «Золотой маски» России Пермский Театр «У Моста» спектаклем «Калека с Инишмана» открыл Пятый Международный театрально-дизайнерский фестиваль «Живи!» (свой 102-ой)при заполненном зале. Просто заполненном. Без аншлага, без ажиотажа, без висящих с балконов, без сидящих на ступеньках... Просто заполненном. Это мы пустили в зал участников фестиваля. И нынешних, и даже прошлых бывших участников... Билеты куплены не были.
Может быть, театральный зритель пошел в другой театр? В этот день было открытие сезона в украинском театре. Еще он мог пойти в Дом актера, в русский театр, на большую сцену ХАТОБа... Все? Этим он исчерпался? Простите, но это факт. Даже если учесть естественную ротацию зрителя, то его на все театры не хватает. Может, у зрителя не хватает денег? Мы сделали студентам скидку до 40 гривен. Это меньше, чем даже в доме Актера. А самый дорогой билет на «Панночку» стоил 100. Если сравнить с попсовыми исполнителями, то это и не цена вовсе ... И вместе с тем театрального зрителя не хватило... Правда, надо отдать должное харьковчанам — на следующий день на «Панночку» зрителя пришло уже в полтора раза больше.
Решение открыть наш форум именно в Харькове уникальным Театром «У моста» возникло, когда я увидел Пермский Театр в Херсоне на фестивале «Мельпомена Таврии». Я тогда совершенно обалдел от ансамбля, энергетики. Такого потрясающего театра не видел очень давно. Лет тридцать, наверное... Благодаря этому потрясению и энтузиазму Федотова Театр «У Моста» впервые сыграл для харьковчан. Они и приехали на фестиваль негосударственных театров именно потому, что остались студией. Когда начали монтировать декорации, я не мог понять — где актеры, а где рабочие. Они делали все сами. Подобрали декорации за кулисами харьковских театров и соорудили из хлама вполне убедительный интерьер. И так было на каждом спектакле. Даже в Крыму на фестивальной «Женитьбе».
А после открытия Федотов подошел и сам предложил сыграть еще раз МакДонаха для тех, кто не видел его в Харькове. Не знаю, что сработало больше — атмосфера феста, или скулеж ребят из других городов, но факт остается фактом — в Крыму умостовцы собрали декорации двух спектаклей вообще из ничего. И сыграли. А потом Федотов провел мастер-класс... Так хочется написать раздельно: МАСТЕР — КЛАСС! Думаю, что ребята долго его не забудут. И не потому, что Сергей Павлович держал ложки на лбу и на расстоянии гасил свечу выбросом энергии, а потому что каждый вышел после тренинга богаче, глубже, духовнее и чище. Кстати, на следующий день, когда театр уехал в Херсон, я спросил, кто научился держать ложку и гасить свечу, то поднялся десяток рук! Сергей Павлович, вам должно быть приятно! Поэтому я и хочу назвать этот прошедший фестиваль — имени Федотова.
А дальше воспользуюсь чужими впечатлениями — коллег и знакомых:
Осенние гастроли Театра «У Моста» в Херсоне также оказались далеко неслучайными, а по приглашению организаторов театрального фестиваля «Мельпомена Таврии», на котором пермяки два года подряд выигрывали Гран-При жюри. На этот раз мостовцев пригласили поздравить Театр им. Кулиша со 175-летием. По особой просьбе организаторов Театр «У Моста» снова привез в Херсон своего МакДонаха и впервые два спектакля своего знаменитого гоголевского цикла — «Паннночку» и «Женитьбу». Впрочем — эта поездка оказалась и для Мостовцев почти юбилейной, потому что 7-ого октября играя «Калеку с Инишмана», Театр «У Моста» отметил на сцене «театра-именинника» собственный 24-ый день рождения. Херсонцы преподнесли Театру невероятный торт с огромной цифрой «24», неожиданно напомнившей всем, что Пермский Театр — это, действительно, Театр работающий «круглосуточно», Театр, играющий НОН-СТОП.
И в этот же вечер Пермский Театр получил еще один неожиданный подарок: из Москвы пришла новость о выходе очередного номера русской версии журнала «Форбс», в котором Театр «У Моста» был назван в десятке лучших театров России.
Последним пунктом украинского тура — стал город Николаев и международный фестиваль "HomoLudens«(103-й), в афише которого «У Моста» оказался единственным Российским театром, причем играющий Русскую классику. Пермяки триумфально сыграли «Женитьбу». И уже по сложившейся Мостовской традиции, сыграли ее дважды, чтобы дать возможность всем желающим попасть на спектакль.
Залы были полные! Успех ошеломляющий! «Вызывали» Пермяков 20 раз, а на обсуждении все члены Жюри единодушно признали, что «это лучшая „Женитьба“ в их жизни». Фестивальный тур закончился апофеозно: за 13 дней в Украине Театр «У моста» успел сыграть 10 спектаклей. И снова со всех сторон посыпались приглашения от Международных фестивалей.
Проект «Артдача