Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

30.08.2011

Сергей Федотов: 24-й театральный сезон начнется круто

Художественный руководитель театра «У Моста» рассказал Properm.ru о сюрпризах нового сезона, пермских и не пермских фестивалях и поставил точку в вопросе о переезде театра в Екатеринбург.

15 августа театр «У Моста» открывает 24 сезон. О том, что ждет зрителей и поклонников самого мистического театра современности — в нашем интервью.

— С чем связано решение так рано начать сезон?

— Театр «У Моста» всегда открывает сезон первым, это наше правило. Но в этом году мы его открываем еще раньше, обычно мы открывали сезон 20 августа, а в этом году 15-го. Во-первых это связано с тем, что очень много заявок на «Безрукого из Спокэна», мы им открываемся и играем аж 9 спектаклей в течение двух недель августа. Вторая причина, что нас уже в начале сезона ждет несколько фестивалей. 13 сентября мы должны показать на фестивале «Реальный театр» в Екатеринбурге «Безрукого». Это один из самых престижных в России фестивалей, многие спектакли, показанные здесь, часто отбираются на «Золотую маску», потому что на него приезжают эксперты «Маски». А 16 сентября мы играем «Свадьбу Бальзаминова» на белорусском фестивале в Бресте. Но и это еще не все. В конце сентября мы выезжаем в Украинское турне на фестивали в Харькове, Николаеве, Херсоне. Поэтому открываем сезон раньше.

Более того, нас ждет главный проект нового сезона —в середине сентября часть артистов уезжает в Варшаву для репетиций с великим и гениальным режиссером современности — Кшиштофом Занусси. Это для нас самое главное событие сезона. Мы давно ждали, когда эта мечта воплотится в жизнь. И вот, наконец, все подготовлено. Две недели артисты будут репетировать в Варшаве, затем приедут в Пермь, и уже 29 октября должна состояться европейская премьера пьесы «Запах» итальянского драматурга Рокко Фамильяри. Еще никто в мире не знает эту пьесу, Кшиштоф Занусси первым прочитал ее, она ему очень понравилась, и он получил право на первую постановку. В нашем театре все очень ждут этой постановки. Уже сейчас, в конце июля, многие из актеров звонят, говорят, что соскучились, горят желанием репетировать, играть. И вот, уже 11 августа состоится первый сбор труппы.

Так что 24-й театральный сезон начнется круто. А потом будет премьера «Чайки» Чехова и работа над «Идиотом» Достоевского — еще два очень ожидаемых нами спектакля. Словом, мы готовы к бою. В театре сделан ремонт, многое изменилось, зритель в очередной раз удивится, когда придет к нам.

— Почему Кшиштоф Занусси выбрал именно артистов театра «У Моста»?

— Мы познакомились с ним 3 года назад на фестивале в Чехии, завязалось знакомство, он пригласил нас к себе в гости. Сразу после фестиваля мы приехали к нему в резиденцию под Варшавой, там сыграли спектакль «Игроки» в его домашнем театре для гостей. После чего пан Занусси сказал, что с такой мобильной и оригинальной труппой он обязательно хочет поставить спектакль. Искал пьесу специально для наших артистов. Искал долго. В итоге нашел ту, которую еще никто нигде не ставил и даже не читал. Она очень оригинальна, действие происходит в двух пространствах: в итальянской тюрьме и в квартире жены одного из осужденных. Здесь происходят вещи, которые еще раз подтверждают ту безумную любовь, что может творить нечто удивительное и поражающее. Все, что случится в пьесе — невероятно. Когда я прочитал ее, был немного в шоке, но потом понял, почему она понравилась Занусси — так про любовь еще никто не писал. Итальянцы знают, что такое любовь, пьеса пропитана жарким итальянским темпераментом и неожиданными поворотами. Занусси понял, что для наших актеров — своеобразных, рисковых, умеющих играть очень остро и вместе с тем достоверно, правдиво (а именно эти качества актера Кшиштоф Занусси ставит на первый план в спектакле), такая пьеса будет интересной.

— Станет ли Рокко Фамильяри новым открытием для России, как МакДонах семь лет назад? — Я не думаю, что Рокко Фамильяри будет также популярен в России, как Мартин МакДонах. МакДонах — это счастливая случайность и одновременно судьба. Потому что все было как бы предназначено для того, чтобы театр «У Моста» неожиданно в Праге увидел пьесу МакДонаха, неожиданно поставил первым в России, после чего также неожиданно в России начался МакДонаховский бум. И сейчас уже и Российская критика пишет, что МакДонах — главный драматург двадцать первого века. И все это закономерно, МакДонах — величайший драматург. Я думаю, что театр «У Моста» войдет в историю российского театра еще и за то, что открыл МакДонаха для России. Также в поисках новой драмы, мы поставили два года назад неизвестную пьесу чешского драматурга Петра Зеленки «Термен». Она прошла с большим успехом, однако российские театры не заинтересовала. То же самое может случиться и с Рокко Фамильяри. Я думаю, что специально ставить цель — открыть для России нового драматурга, мы не будем, потому что уже открыли одного. Но, тем не менее, нам очень интересно открыть новый мир, и поработать с режиссером Кшиштофом Занусси. А что будет дальше с этим драматургом — не стоит загадывать, время покажет.

— Планируете продолжить работу с пьесами МакДонаха?

— Конечно. МакДонах нам все так же интересен. Более того, чем больше мы его ставим, тем больше поражаемся его феномену. В прошлом сезоне «Безрукий из Спокэна» вызвал огромный интерес у российских театралов. Спектакль наделал очень много шума, на премьеру приезжали зрители из других городов. Мы успели показать нашего нового МакДонаха в Москве и С-Петербурге. Несколько центральных каналов сделали телепередачи . Уже пять театров в России готовят или выпустили свои премьеры. Более того, эта пьеса названа главной сенсацией на Бродвее. МакДонах постоянно удивляет, необычайно интересно существовать в его театральном мире. Мы думаем, что и шестой спектакль по МакДонаху не за горами, скорее всего это будет «Лейтенант с острова Инишмор», он хранится пока в нашей копилке, зреет и ждет своего часа... И зрители ждут.

— Какие новшества нас ждут в интерьере театра?

— Новшества будут и в интерьере здания, и в спектаклях. Наши поклонники постоянно привозят в дар театру старинные диваны, стулья, шкафы. Я могу уверенно сказать,что один спектакль мы уже можем совершенно спокойно поставить с мебелью, подаренной нашими зрителями. Буквально в конце сезона привезли антикварный шкаф, который стоит больших денег, а на последней премьере прошедшего сезона в спектакле «Ночь святого Валентина» играл шикарный диван, который нам подарил тоже наш зритель, друг театра Александр Полев. Сначала мы думали, что это подделка под старину, а когда стали его реставрировать, оказалось, что это настоящий диван XVIII века, внутри он обит камышом. Такие чудеса происходят только в театре «У Моста». Наши фанаты привозят нам такие подарки, о которых мечтали бы музеи.

Но мы тоже не остаемся в долгу, те люди, которые приносят что-то в театр, получают бесплатные билеты на самые популярные спектакли.

— Какие-то кадровые изменения в труппе планируются?

— В начале каждого сезона приходит новая актерская молодежь. Уже сейчас есть около пяти заявок, скоро должны приехать, показаться. В принципе, наш театр открывает двери всем. Кастинг я никогда не устраиваю. Я даю возможность попробовать любому. Актер проверяется только в работе. Тем более, в нашем театре. Человек должен быть одной группы крови с нами. Это трудно — играть в театре «У Моста». Нужно отдавать себя полностью, уметь не закрываться, а открывать свое подсознание. У нас есть традиция, все новые артисты театра проходят через спектакль «Панночка», и именно в нем определяется, сможет актер играть в нашем театре или нет.

Пятнадцать лет назад, была такая история, к нам в театр пришел мой однокурсник.

Он очень хотел работать в театре «У Моста», настойчиво и долго меня уговаривал.. В конце концов я сказал ему, если хочешь по-настоящему, попробуй. Но видимо не судьба, на первой же репетиции «Панночки» он неудачно спрыгнул с телеги, сломал себе ребро, выбил зуб и вывихнул ключицу. Вот так выяснилось, что он не нашей группы крови. И что удивительно, за двадцать лет ни один актер, который играет в «Панночке», ни разу не получил ни одной травмы!

— Переедет ли театр «У Моста» в Екатеринбург?

— В прошлом сезоне такое предложение поступало и обсуждалось. Не от хорошей жизни были такие мысли. Но все-таки я пермский человек, больше двух месяцев вне Перми я жить не могу. Даже будь это такие потрясающе красивые города, как Прага, Карловы Вары, Краков, Варшава, Еления Гура и другие. Через два месяца мне становится там тоскливо, тянет домой. Мы родились в Перми, будем работать в Перми, если конечно нас не выживут. Периодически такие попытки случались, нас пытались выселить из здания, но мы боролись за него, нам оно очень нравится. Правда, сейчас оно стало для нас уж очень маленьким, и нам приходится играть 50-60 спектаклей в месяц, чтобы все желающие смогли попасть. Мы даже придумали проект «Театральный марафон»: каждую субботу мы играем по четыре «Панночки» подряд — в 14.00, в 18.00, в 21.00 и в 24.00. Так у нас идет еще «Дракула» и «Мастер и Маргарита». Также мы стали постоянно играть одновременно в двух залах. Благодаря этому мы смогли за прошлый сезон поставить абсолютный рекорд, сыграли 624 спектакля. Обычный театр играет 200-280 спектаклей. Мы перевыполнили все возможные нормативы, но до сих пор находимся на второй категории, хотя по всем показателям должны иметь первую. А первая категория, это совершенно другое финансирование.

Как вы помните, полгода назад на всю страну прогремела история, когда все центральные СМИ писали об угрозе закрытия театра из-за долгав 3 миллиона Российскому Авторскому обществу. Это произошло, в первую очередь, «благодаря» тому, что театр финансируется по второй категории, и нам элементарно не хватило денег для жизнедеятельности. Нас в прошлом году незаконно аттестовали по второй категории, а к тому же еще дважды переводили — сначала из муниципального в краевое ведомство, потом из краевого в муниципальное. Из-за этого сложилась ситуация с долгом. Долг мы в декабре выплатили , и нам обещали с 2012 года присвоить полагающуюся первую категорию. Мы на это очень надеемся, и, собственно, это наше главное требование — восстановить справедливость.

Прошлый сезон у нас был очень успешным, мы показали 5 премьер, приняли участие в 15 фестивалях, получили 21 лауреатский диплом, из них 4 — Гран-При, большая часть фестивалей — это фестивали, где мы играли нашего МакДонаха. Прошлый сезон — рекордный по всем показателям. Мы сыграли 624 спектакля.

— Театр «У Моста» участвовал в «Белых ночах». Какое у Вас осталось впечатление?

— От фестиваля «Белые ночи» у меня осталось очень хаотичное ощущение. Мне кажется, что очень много было шумихи, очень много мероприятий лишних, мимо смысла. Спектакли, на которых я побывал, не всегда соответствовали уровню приличия. Многие мои знакомые тоже ходили на различные мероприятия и также сказали, что много шума, и очень мало ценного в этом фестивале. Я думаю, что спектакли на фестиваль надо отбирать, смотреть. Должна быть какая-то единая прграмма, не должно быть случайных названий. Например, на Екатеринбургский фестиваль «Реальный театр» Олег Лаевский лично формирует программу и все спектакли лично отсматривает. А в «Белых ночах», мне кажется, было очень много «непонятно, кем выбранного», «непонятно, кем сформированного». Если честно, я не увидел смысла в таком огромном хаотичном и помпезном мероприятии.

— В следующем году будете участвовать?

— Неизвестно, как все сложится. Увидим. Лично от себя хочу добавить, чтонаше участие в этом фестивале дало нам возможность расширить нашу аудиторию зрителей, показать свои спектакли театралам, которые приехали из других городов на «Белые ночи». И это было очень ценно.

— Вам самому не хотелось организовать свой фестиваль в Перми?

— Сейчас нет. Именно из-за того, что столько фестивалей в Перми. Лет пять назад у меня была идея сделать фестиваль по МакДонаху. Я знаю много интересных спектаклей по МакДонаху в России и за рубежом. Но в связи с тем, что Пермь заполонили фестивали, я эту идею пока отложил.

— В пермских театральных фестивалях не участвуете тоже по этой причине?

— Я думаю, что в нашем городе фестивали проходят как-то уж очень безалаберно. Много фестивалей и очень мало смысла. Хотелось бы, чтобы уже выросли из этой детской болезни «гигантомании». Ведь, как говорил вождь, «лучше меньше, да лучше». Когда мы выезжаем на фестиваль, мы изначально знаем, что увидим на фестивале, какие театры, какие идеи, как развивается театральный процесс. А направленность наших пермских фестивалей непонятна. Поэтомучаще всего случается так, что мы пролетаем мимо них. А в тех, в которых бы хотелось участвовать (например, «Дни Перми» в Петербурге), не получается. А самое странное, что случается так, что нас сначала пригласило наше министерство культуры, и мы абсолютно не сомневались, что мы есть в программе и готовились, а за два месяца до начала фестиваля нам звонят и сообщают, что Борис Леонидович нас почему-то убрал из программы. Потом театральные критики в Петербурге задавали вопросы на пресконференции: «А почему театр „У Моста“ не приехал»? Увы, организаторы ничего не смогли ответить. Тем не менее, мы все равно съездили в это же самое время в Петербург, только вот на другой фестиваль — «Арт окраина», на котором показали два спектакля по МакДонаху.

— Можно ли сказать, что мистический театр — это уже ваша «завоеванная» ниша?

— Конечно.

— Есть у вас конкуренты в этом жанре?

— Я точно знаю, что в России, да и в мире, нет ни одного мистического театра. Конечно есть в разных театрах отдельные спектакли с мистической направленностью. Но такого репертуара нет ни у кого. В нашем театре 5 спектаклей по Гоголю, 3 — по Булгакову, 3 — по Шекспиру, 5 — по МакДонаху.

— Ваша работа — постоянный умственный труд. Как вы отдыхаете?

— Мне трудно отдыхать и расслабляться «общепринятым» способом, потому что я не пью, разве что раз-два в год по праздникам. Я не получаю от этого удовольствия, могу выпить, но очень редко. Я расслабляюсь по своему, я изобрел свой способ посредством связи с космосом, я умею копить энергию внутри себя, я умею ее получать извне. Уже 15 лет я провожу тренинги в Чехии по системе Михаила Чехова, где преподаю эту методику.

— Вы сами нашли этот способ или где-то учились?

— Сам нашел. Непонятно, откуда это пришло. Я таким образом репетировал, проводил тренинги, делал специальные упражнения, а потом понял, что мои тренинги дают энергию.

 

Над текстом работали Алевтина Горных, Ольга Иванова

Опубликовано здесь