11.05.2011
Абсурд жизни и пронзительное одиночество
Пермский театр «У моста» первым в России поставил уже нашумевшую на Бродвее пьесу Мартина МакДонаха «Однорукий из Спокэна», которую автор представил публике после пятилетнего молчания. Этой работой МакДонах разрушил миф о себе как об исключительно ирландском драматурге и получил право называться автором, остро чувствующим природу любого национального характера. В интерпретации Сергея Федотова история «исключительно американского» маньяка Кармайкла приобрела черты интернациональности. Театр «У моста» показал спектакль в Москве, в центре имени Мейерхольда. Рассказывают «Новости культуры».
Пять лет режиссер Сергей Федотов ждал новой пьесы любимого драматурга. Но такого МакДонаха, каким он оказался в «Одноруком из Спокэна», не ожидал. За то время, что МакДонах не писал пьес, он снял два фильма и получил «Оскара». А еще — почетный титул от критиков: «главный драматург XXI века». Его новую пьесу не зря ждали во всем мире — МакДонах впервые перенес действие из родной Ирландии в Америку и выбрал необычный жанр психологического комикса.
«Все, что происходит в пьесе, оно все открыто и на взрыве, на пределе люди находятся все время. И это очень сложно, но безумно интересно играть», — говорит актриса Марина Бабошина.
Смех в зале — с самых первых реприз. Все фирменные знаки черной комедии по макдонаховски на лицо: оружие, стрельба, взрывы, кровь и невозможность не смеяться над тем, над чем смеяться крайне неприлично. И все потому, что 27 лет назад Кармайкл из Спокэна при загадочных обстоятельствах потерял руку, которую с тех пор маниакально пытается вернуть.
Для исполнителя главной роли Ивана Маленьких «Однорукий из СпокЭна» почти моноспектакль, в котором он так хочет поговорить, конечно, о чем-то гораздо большем, чем потерянная рука. По его словам, потерянная рука символизирует потерю «сущностного жизненного смысла».
При всей любви к драматургии МакДонаха режиссер Сергей Федотов пьесу адаптировал. Изменил не только некоторые шутки, но и финал спектакля. У МакДонаха герой отчаивается и кончает жизнь самоубийством.
«Российский поворот более душевный, мне кажется, — говорит Иван Маленьких. — У нас он просто возвращается к людям — как бы переболел человек».
В глазах Сергея Федотова МакДонах — современный анти-Тарантино. У американского режиссера — жизнь человека не стоит ничего, а смерть — эстетизирована до предела. Ирландец МакДонах — человеколюбив. Любая смерть в его пьесах — событие невероятное. И именно такая драматургия, по мнению пермского режиссера, больше всего и нужна сегодня. Отрезанные руки разных мастей в публику не летают, хотя могли бы добавить экстравагантности и зрительского смеха. Вслед за МакДонахом Сергей Федотов за внешними эффектами не гонится. И, конечно, мечтает, чтобы знаменитый ирландец увидел то, что у него получилось.
Сюжет на «Культуре» о московской премьере «Однорукого из Спокэна»