Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

19.04.2010

Театр «У Моста» получил «Золотую Маску»!

Триумфальная поездка за «Золотой Маской» началась для Театра «У Моста» как всегда мистически.

Ровно в полночь 4-ого апреля в самый канун Пасхи под звон колоколов труппа театра выехала в Санкт-Петербург. А завершилась эта знаменательная поездка 16 апреля, тоже ровно в полночь вручением Сергею Федотову Национальной Театральной Премии «Золотая Маска».

Петербургские гастроли для мостовцев стали генеральной репетицией «главного театрального сражения» России. 5 апреля на сцене Большого Театра Кукол пермяки сыграли свою легендарную «Панночку», которая идет уже 20 лет и все также продолжает поражать и покорять зрителей любых стран. 6-ого апреля играли «Калеку с Инишмана» — спектакль, который всего лишь за один сезон успел побывать на 5 фестивалях. 9 апреля завершал гастроли «Сиротливый Запад», с которого в России началось победное шествие МакДонаха в нашей стране, и который в 2008 году был номинантом премии «Золотая Маска».

В Петербурге Театру «У Моста» пришлось играть с неимоверными аншлагами, потому что его встречали и те, кто в прошлые гастроли так и не попал на спектакли, и те, кого уже можно считать настоящими фанатами Пермского Театра. Генеральная репетиция в Питере прошла блестяще. Зрители неизменно аплодировали стоя, приставные места были битком забиты журналистами, актерами и театральными студентами. Успех пермяков был «зафиксирован» несколькими радио и телекомпаниями, и театр пригласили на очередной Международный Театральный Фестиваль «Радуга», где 14 мая в Петербурге будет снова показан «Калека с Инишмана».

После этого театр отправился в Москву, где предстояло главное событие этого сезона — выступление на главном фестивале страны. 13 апреля (опять же выпало мистическое число) театр должен был представить на суд жюри фестиваля «Золотая Маска» свою последнюю премьеру по МакДонаху. Это было серьезное испытание, потому что в жюри вошли авторитетнейшие критики и известные театральные деятели: Анатолий Смелянский, Марина Давыдова, Вячеслав Кокорин, Мария Миронова, Джон Фридман, Григорий Козлов и другие. Спектакль «Калека с Инишмана» был показан среди пятнадцати лучших драматических спектаклей России прошлого сезона наряду с постановками таких знаменитых режиссеров, как Валерий Фокин, Анатолий Праудин, Сергей Женовач, Алвис Херманис, Римас Туминас, Евгений Каменькович и других. В итоге Театр «У Моста» оказался единственным нестоличным драматическим театром, получившим в этом году «Золотую Маску».

Анатолий Смелянский, председатель жюри, ректор Школы-студии МХТ им.А.П. Чехова, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, вручая Сергею Федотову Специальную Премию Жюри, сказал, что вручает в действительности совершенно особую премию: «Первая Специальная Премия Жюри присуждается Пермскому Театру „У Моста“. Театру, который основал и 22 года ведет Сергей Федотов. В России огромное количество периферийных театров, и очень многие из них живут трудно, они растеряны, не знают, куда им деваться, куда идти, нет режиссуры, нет помощи, нет идеологического задания как раньше. Неизвестно, зачем они вообще существуют, но ведь не для того, чтобы играть „Женатого таксиста“... И когда видишь театр из города Перми, Театр „У Моста“, театр не в пределах Садового Кольца. Театр с потрясающим репертуаром, Театр, который на протяжении двух десятилетий занимается русской и мировой классикой, который ставит подряд самые сложные пьесы мирового репертуара и который представляет не только репертуар, но и актеров очень часто прекрасных. И пусть сам спектакль по МакДонаху, который они показали и не получил главной премии, потому что были более безусловные спектакли, но этот Театр — Художественное Явление, это некий Маяк, это поддержка русского периферийного театра, который, оказывается, может жить достойно, осознанно, осмысленно и художественно».

Церемония вручения премия «Золотая Маска» стала не единственным подтверждением невероятного успеха Театра «У Моста». 13 апреля, после спектакля «Калеки с Инишмана» и долгих оваций (актеров на поклон вызывали 13 раз), к Федотову и его актерам подходили восхищенные зрители, режиссеры, актеры, журналисты — среди них оказался даже один очень известный американский режиссер, сказавший, что видел огромное количество американских спектаклей по МакДонаху — но такого сильного впечатления никогда не испытывал. Один из главных специалистов по современной зарубежной драматургии и театру Юрий Фридштейн в театральном журнале «Планета Красота» написал: «Я подивился особой манере, в которой разговаривают его актеры, с которой никогда не сбиваются, и в которой никогда не фальшивят. В манере этой — лукавство в соединении с наивностью, цинизм и чистота, бездонная прозрачность и откровенное лицедейство. То, что у иных актеров и иных режиссеров звучало бы наигрышем,— здесь предельная точность и абсолютное „попадание“ в стилистику. Изумительное и редкостное свойство режиссера Сергей Федотова — бесстрашие простых чувств, — неизменно подчиняющее себе зал. Жаль, что его московские коллеги по цеху в „чужие“ залы не ходят — а то, как знать, может быть, и задумались о чем-то, со всеми этими своими „изысками“, друг на друга похожими, словно из одного инкубатора. Хотя им то, бедным, представляется, что очень изобретательны и оригинальны... Так, рискните, проявите один раз оригинальность — сделайте Просто».

Марина Тимашева на Радио «Свобода» в программе, посвященной спектаклю «Калека с Инишмана» назвала Сергея Федотова одним из тех режиссеров, которые не приемлют простого выдумывания приема и навязывания его пьесе: «спектакли Сергея Федотова так же объемны, как пьесы Макдонаха. В его спектакле действуют люди (кто знает, какие они в представлении Макдонаха), которые поначалу кажутся омерзительными, а потом, через пять минут, родными и даже милыми. Федотов — не их тех режиссеров, которые выдумывают прием и навязывают его пьесе, он очень внимательный читатель, который умеет подробно разобрать текст, и предъявить во всей красе не себя, любимого, а своих актеров и бесподобный ансамбль. Контур каждой роли — гротескный, преувеличенный, эксцентричный, но заполнен он психологически достоверным характером».

Театр «У моста» едва ли успеет передохнуть после сложнейшего испытания «Золотой Маской» и уже в мае отправится на три фестиваля: в Санкт-Петербург, Сараево и Херсон.