25.11.2010
Магический дом
Пока в Петербурге проходят апофеозные Дни пермской культуры, захотелось выбраться в ту самую подлинную пермскую культуру, театральным олицетворением которой для меня всегда был и остается Театр Сергея Федотова. До этого удавалось видеть, какие чудеса вытворяют актеры «У Моста» на фестивалях. Теперь же мне посчастливилось взять отпуск на несколько дней и погрузиться в их родную стихию, посетить магический дом под номером 11 постройки 19 века.
Сказать, что я был поражен прекрасной организацией всего театрального процесса и «обычной» жизнью в мире под названием «У Моста» — это значит не сказать ничего. Каждый винтик этого стройного механизма требует подробнейшего описания. В театре — три зала. И с 10:00 утра одновременно во всех этих залах начинается работа: идет подготовка к репетициям, устанавливается свет, настраивается звук. Декорации монтируются с раннего утра, а иногда и ночью. Каждый день в театре проходит по 2-3 представления. А дважды в месяц, по субботам, спектакль играется по четыре раза: в 14:00, 18:00, 21:00 и 00:00. Залы в театре «У Моста» неизменно переполнены: в кассовом зале люди спрашивают лишние билеты, и не всегда всем желающим удается попасть на представление, ежемесячно играется 50–55 спектаклей.
Мне удалось стать свидетелем того, как в театре проходит обычный рядовой день. В 15:00 — в большом зале (на 180 мест) идет спектакль «Юнона и Авось». В это же время в малом (80 мест) начинается репетиция новой постановки по пьесе Мартина МакДонаха, а в зале «Под крышей» (60 мест) — актеры репетируют «Красавицу из Линэна» перед поездкой на фестиваль в Петербург. В труппе театра «У Моста» — 35 человек. В то время, когда часть актеров выезжает на фестиваль (10-12 раз в год), другая —продолжает каждый день играть спектакли. Фестивальные выступления никогда не останавливают текущий репертуар. В 19:00 — во время вечернего представления «Юноны и Авось» в малом зале, если там нет спектакля, занимается Театральная студия, в которой актерскому мастерству обучается 20 студийцев — и они тоже участвуют в работе театра, играют в массовых сценах, помогают в ежегодном проекте «Рождественские встречи». С началом вечернего представления и студийных занятий репетирующие МакДонаха переходят в большую гримерную. Такой «трехэтажный» график спектаклей и репетиций позволяет театру выпускать 6–7 премьер в год. Более того, «мостовцы» умеют репетировать и на гастролях. Я разговаривал со многими очевидцами: репетиции могут проходить в поездах, гостиницах и даже на вокзале. Кроме репетиций в ежедневном графике театра — занятия по актерскому мастерству, вокалу, пластике и др. Рабочий день актеров начинается в 13:00 с обязательной разминки, которую проводят помощники художественного руководителя. Сергей Федотов периодически проводит для актеров свои знаменитые тренинги по системе М. Чехова.
Театр «У Моста» удивляет не только своей художественной стратегией, но и «производственной структурой». Федотов, действительно, талантливый менеджер и организатор театрального дела. В конце 80-х в России возникло более тысячи новых театров. Их названия были перечислены в каталогах и бюллетенях: около 350 театров в Москве, 250 — в Питере, более 400 по России. Но где они сейчас? Пермскому режиссеру удалось не только сохранить театр, проведя его как ледокол через все катаклизмы эпохи: дефолты, кризисы, падения валют, ГКЧП, перестройки, смены политических партий и т. д. Он сумел воспитать уникальных актеров и построить высококлассный репертуар, основанный на русской и мировой классике. Мало осталось тех, кто не слышал о знаменитой «Панночке», которую показывают уже 20 лет и сыграли за это время более 2500 раз. На многих фестивалях блистали уникальные интерпретации «Женитьбы» и «Игроков», а «Мастера и Маргариту» до сих пор мечтают заполучить многие фестивали, хотя спектакль идет больше 10-ти лет. Федотов создал авторский театр со своим индивидуальным, ни на кого не похожим стилем. Неслучайно за 22 года «У Моста» объездил 90 зарубежных и российских фестивалей — и практически каждый третий фестиваль отметил театр лауреатским дипломом или вручил ему гран-при.
Театральные критики пишут об уникальном художественном методе режиссера. Мало того что он явился первооткрывателем в России ирландца МакДонаха, пять лет назад первым поставив его пьесы, но до сих пор его режиссерское прочтение ирландского драматурга остается самым точным и самым близким к природе автора. Во многих театральных изданиях говорится, что до настоящего времени лучше «У Моста» поставить МакДонаха в России никто не смог. Об этом свидетельствует и «Золотая маска», полученная за постановку «Калека с Инишмана», и множество гран-при, которые получили ирландские постановки Федотова.
Можно проверить в театральных библиотеках, интернете, в архивах и каталогах — ни один театр мира не имеет в своем репертуаре четыре спектакля по МакДонаху. Да что говорить: ни один театр мира не имеет в репертуаре пять спектаклей по Гоголю, три — по Булгакову, три — по Шекспиру. «У Моста» объехал более 15 стран — и в любой стране (будь то Египет, Босния-Герцеговина, Косово, Польша, Болгария, Германия или Австрия), везде пермские спектакли производили настоящий театральный взрыв. В Чехии «У Моста» побывал более 15 раз. Два года подряд он потрясал театральную столицу Европы — Прагу тем, что на гастроли привозил по 8 разных спектаклей. При этом пермский режиссер не возит в Прагу фуры с декорациями, а всегда устанавливает в пражских театрах сценическое оформление из фрагментов своих же чешских спектаклей, сценографом которых является он же сам. Все восемь театров Праги, где ставил Федотов, с радостью принимают его Пермский театр.
Нельзя забывать и о том, что он — единственный иностранный режиссер в Чехии, получивший Национальную премию. В 2004 году за спектакль «Собачье сердце», оставленный в чешском театре «Арена», Федотов был признан лучшим режиссером года и стал обладателем этой высокой награды.
Создатель и руководитель Театра «У Моста» сумел сплотить вокруг себя единомышленников — людей, фанатично преданных делу, людей, которым по плечу самые немыслимые задачи. Примеров этому тьма. Совсем недавно (после трагедии в «Хромой лошади») суд, по предписанию пожарных, закрыл театр на 15 дней. Все актеры засучили рукава и ринулись в бой. Работали трое суток непрерывно, днем и ночью. Построили в театре три новые стены, прорубили в старинной кладке метровой толщины два дополнительных выхода, установили огнеупорные двери, перенесли 10 перегородок, сварили железные лестницы. В итоге за 3 дня были устранены все предписания и театр открыли на 12 дней раньше. В результате был отменен только один спектакль...
Известно несколько теорий относительно срока жизни театра. Одни говорят, что театр живет пять лет, кто-то пишет, что критическая планка наступает в семь. Немирович-Данченко давал театру десять лет, по истечению которых театральный организм или умирает, или должен полностью переродиться. По его теории, десятилетие считается самым главным испытанием для театра. Пермский театр «У Моста» дважды преодолел эту границу. И в истории этого уникальнейшего театра в геометрической прогрессии растет и количество постановок, и приглашений на гастроли и фестивали, и число наград. Но самое главное — «У Моста» не устает поражать всех своей сверхчеловеческой работоспособностью, умением в самых сложных ситуациях сохранять в стенах своего театра энергию подлинного искусства.
Игорь Обатнин
Портал «Е1», рубрика «Случайные мысли»