11.05.2010
Пермяки привозят в Питер «Калеку с Инишмана»
На прошлой неделе Петербург вновь порадовал визитом пермский театр «У моста». Недавно режиссёр и сценограф Сергей Федотов уже привозил на берега Невы свою прославленную «Линнейнскую трилогию» Мартина МакДонаха, одного из значительнейших современных драматургов, а теперь зрителя порадовали постановкой пьесы «Калека с Инишмана» из другого цикла ирландца, известного зрителю ещё и по фильму «Залечь на дно в Брюгге». Сцену предоставил Большой театр кукол, а режиссёр устроил открытый дневной показ для студентов, потому что 13 апреля этот спектакль борется сразу за три «Золотые маски».
Близкая к тексту, постановка поражает с первых же минут просто нависающей в воздухе атмосферностью, декорация и прямо-таки жизненная игра актёров отправляют зрителя в Ирландию 1934 года, на маленький остров Инишман, где все знают друг о друге всё по сплетням, хранят скелеты в шкафу и мечтают о Голливуде, говорят с камнями, спаивают старух, и всё же добрые внутри. Завязнув в своём захолустье, они точно те дикари из песни Миронова, и у каждого своя боль, свои проблемы. Пересказывать сюжет кажется невозможным: пьесы МакДонаха необходимо чувствовать, а описание впечатлений займёт втрое больше места на бумаге, чем сама пьеса. Сыграть же эти чувства на сцене, в нужной дозе и профессионально — искусство. И провинциальный театр «У моста» восхитительно держит планку. Что тут сказать?
Режиссёр проводит огромную работу с актёрами. Чувствуется, что он верит в своё творчество, погружается в него с головой и погружает туда своих подопечных. Сам вживается в роль каждого отдельного персонажа, лично работает над декорациями. На репетициях Федотов ставит ирландскую музыку и актёры пляшут джигу, пропитываясь духом и настроениями ирландской глубинки. А не так давно режиссёр организовал вояж в Ирландию, по макдонаховским местам, после чего пересмотрел некоторые свои «Линнейнские постановки», к числу которых относится и «Сиротливый запад», так же показанный Петербургу в апреле. На афише так и сказано: «обновлённый спектакль». Когда-то давно с его постановки театр «У моста» запустил «макдоноховский бум» в России, очертив со свойственной себе точностью трогательных, гениально прописанных персонажей, омерзительных внешне, но сочувственно-добродушных и несчастных. На спектакль загодя нет билетов, в проходах ставят стулья и даже журналистам попасть туда трудновато. Увидев аншлаг в театре кукол, невольно вспоминаешь полупустые питерские театры...
Сами пермяки позиционируют свой театр как мистический. Известность «умостовцам» некогда принесла фантасмагория на тему Гоголя «Панночка», которую тоже давали в этот раз в северной столице, и уж с ней-то связана богатая мистикой история. То летающие над сценой свечи, то падающие гробы, то спиритические сеансы ночью в храме, проводимые всё с той же целью погружения в образ персонажа — за двадцатилетнюю историю постановки бывало всякое. Театр «У моста» внимателен к авторам и, связывая мистическими переплетениями произведения в трилогии, даёт Гоголя, Булгакова, Шекспира, Достоевского. Готовит пятый спектакль МакДонаха. Внимателен к молодым авторам (О. Богаев, В.Сигарев). Участие в российских и международных фестивалях, рекордное для сравнительно молодого театра, даёт неплохой заработок, богатый опыт и популярность у зрителя, что для творчества, кажется, всё-таки важнее. А ведь это ни Москва, ни Петербург, даже не ближнее «замкадье»! И тоже весьма мистично, что небольшая, слабофинансируемая труппа забирается столь высоко и номинируется на «Золотую маску», а её исполненный идей режиссёр даёт питерским студентам и молодым актёрам мастер-классы работы на репетициях по системе Михаила Чехова (глубокое психофизическое погружение актёра в себя, как на репетиции, так и в спектакле). «Наверное, Ирландия не такая уж дыра...», — то и дело многозначительно подмечают персонажи «Калеки с Инишмана». Как говорится, то ли ещё будет: «умостовцы» уже грозят культурной столице визитом в мае.
Евгений Титов
«Студенческий Петербург»