10.04.2010
Чудо простых Чувств
Снова приехал замечательный пермский театр «У Моста». Снова привез Мартина Макдонаха. Вопрос, конечно, возникает – отчего не еще что-то из своего потрясающего репертуара: Гоголь,Булгаков, Шекспир, Чехов… Вопрос остается без ответа. А привезен Макдонах, и, помимо того, что мы уже видели, — премьера: «Калека с Инишмана». Автор спектакля (режиссер и сценограф) – Сергей Федотов.
По окончании спектакля он вышел к публике, прервал аплодисменты бешеные!)и рассказал, что всего несколько дней тому назад они вернулись из Ирландии, где, в том числе, побывали и на острове Инишман тоже.
Километр в длину, полтора – в ширину, 150 жителей, гостиница, ресторан, почта, школа – всё! «Мы поняли, что «наша Ирландия» соответствует той, что мы увидели в реальности…» Отрадное для режиссера наблюдение – впрочем, и без «выезда на натуру» давно очевидно: Ирландия Сергея Федотова подлинна высшей подлинностью, той редчайшей (в самом деле – редчайшей) интуицией, когда, смотря спектакль, ты принимаешь все, – от предельно банального – до предельно вычурного.
Еще когда я впервые увидел федотовского МакДонаха («Красавица из Линэна» в том же помещении театра «Практика», очень тесном, словно со всех сторон зажатом, – и очень к МакДонаху подходящем), тогда еще я подивился особой манере, в которой разговаривают его актеры, с которой никогда не сбиваются и в которой никогда не фальшивят. В манере этой – лукавство в соединении с наивностью, цинизм и чистота, бездонная прозрачность и откровенное лицедейство. То, что у иных актеров и иных режиссеров звучало бы наигрышем,– здесь предельная точность и абсолютное «попадание» в стилистику.
В кадрах знаменитого фильма 1934 года (время действия пьесы!) «Человек из Арана», которые спектакль открывают (словно заставка, либо эпиграф) и которые его завершают, – безбрежность морской стихии, предполагающая широту горизонтов, некую вольницу. Потому,когда тут же, «встык» мы переносимся из грезы в реальность, – она, реальность эта, оказывается еще тоскливее и безрадостнее. Тесный магазинчик с низким, давящим, придавливающим потолком, старой престарой мебелью, полками, заставленными банками с горошком, которые давно никто не покупает… Пристрастие Федотова к «быту» – одна из неотъемлемых составляющих его подхода к текстам и сюжетам МакДонаха: в этих всегда тесных, словно бы невозможных для жизни, пространствах,– происходит жизнь его персонажей. Невеселая жизнь, в которой Событиями могут оказаться «новости», которые неутомимо разносит олицетворение местной молвы Джоннипатинмайк, – странный, забавный человек; если поначалу,он, как кажется, вполне оправдывает свое прозвище «пустозвона», – потом мы поймем, сколь все совсем не так. Артист Иван Маленьких (в «Красавице из Линэна» – незабываемый исполнитель роли Мэг, матери главной героини) играет его шумно, гротескно, шаржировано – а ты ощущаешь естественного и живого человека, стесняющегося собственного сострадания и скрывающего его.
Главным, что угадано и что сыграно, – чистота и нежность, доброта и отзывчивость, забота и внимательность. Вроде бы грубоваты, подчас вульгарны, подчас неумны. А на самом деле отдаленность от цивилизации» позволила этим людям сохранить все то человеческое, что не слишком реально «на континенте», а лишь «на острове». Потому так невероятно трогательны и две немолодые тетки главного героя Кейт (Марина Шилова) и Эйлин Ирина Молянова): мужеподобные, с хриплыми голосами; и немногословный Доктор (Андрей Молянов), и смешной переросток Бартли (Сергей Мельников)…
Центр действия и средоточие сюжета – главный герой, Калека Билли. Молодой актер Василий Скиданов в этой роли – невероятная удача! Несчастный, нелепый, жалкий – он через несколько минут неизбежного привыкания, окажется – потрясающе прекрасным! Умные, выразительные глаза, дивная мимика, лукавый мудрец и наивный ребенок. Застенчивый, мучительно ощущающий свое физическое несовершенство, всю свою короткую жизнь живущий желанием услышать правду о собственных родителях: отчего погибли и, главное, — любили ли они его, несчастного уродца… Джоннипатинмайк рассказывает Билли красивую душещипательную историю о том, как его родители утопились, предварительно оформив страховку, на которую и происходило его лечение в начальную пору жизни. Потом, из разговора Кейт и Эйлин мы узнаем, что правда – и страшнее, и, как ни странно, благороднее, и настоящим спасителем Билли был именно «пустозвон» Джоннипатинмайк. Но в красивую легенду Билли поверил – потому что сейчас озабочен он совсем другим: бедный калека – влюблен!
Юная Хелен в исполнении Марины Бабошиной – такая оторва и такая шалава! Но – обаятельна! Вопреки – собственному тексту, как кажется, жутко вульгарному, и даже собственным поступкам, в которых, впрочем, неизвестно еще, чего больше: нахальства или смущения. Сцена их объяснения! Если можно в отношении с трудом переставляющего непослушные ноги калеки написать слово «обольстительный» – то это именно тот случай.
Да и просит он о немногом: вечерком «прогуляться»… Сначала Хелен его «посылает», потом, вернувшись, дает согласие. Сцена «репетиции» прогулки (не написанная автором!) – да, сентиментальна, вызывающе сентиментальна! И что с того! Сначала – порознь и «враздробь», потом – почти синхронно, и почти в ногу, и почти вместе… Впрочем, сентиментов не позволит автор: Билли кашляет кровью, возможно, ему немного осталось. Как мне показалось, смысл (и пафос!) финала в том, что то, что осталось, Калека проживет как Человек.
По аналогии с «Человеком из Арана» как Человек с Инишмана.
P.S. Изумительное и редкостное свойство режиссера Сергей Федотова – бесстрашие простых чувств, – неизменно подчиняющее себе зал. Жаль, что его московские коллеги по цеху в «чужие» залы не ходят – а то, как знать, может быть, и задумались о чем-то, со всеми этими своими «изысками», друг на друга похожими, словно из одного инкубатора. Хотя им то, бедным, представляется, что очень изобретательны и оригинальны… Так, рискните, проявите один раз оригинальность – сделайте просто.
Юрий Фридштейн
Журнал «Планета КРАСОТА»