Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

16.03.2010

Еще раз про любовь. Без сентиментальности

В Москве прошли гастроли пермского театра «У Моста». В программе — трилогия по пьесам популярного ирландского драматурга Мартина МакДонаха «Калека с Инишмана», «Красавица из Линэна» и «Череп из Коннемары» в режиссуре художественного руководителя театра Сергея Федотова. «Калека с Инишмана» выдвинут в этом году на «Золотую маску» в 3-х номинациях: лучший спектакль малой формы, лучшая работа режиссера — Сергей Федотов, лучшая мужская роль — Иван Маленьких.

Идея Сергея Федотова создать первый в мире мистический театр, очевидно, диктует не столько выбор репертуара, сколько угол зрения на драматургию. Есть ли мистика в произведениях Мартина МакДонаха? Быть может, правильное понимание человеческой судьбы всегда немного мистично, так как предполагает тайну прикосновения к замыслу всевышнего? Впрочем, спектакли Федотова не предполагают пафоса, ведь они очень насыщены бытом. Даже реквизит для спектакля «Калека...» был частично привезен с того самого пресловутого острова Инишман. Вот ведь куда завел пытливый ум! Но магия правды все равно лежит в области правды чувств.

Большой театр представил грядущую премьеру оперетты Штрауса.

Пожалуй, сквозной темой этого спектакля является разговор об испытании провинцией. Что переживает человек в забытой богом глуши? Как быть, если природа наделила его в равной степени амбициями и невозможностью их реализовать? Провинциал, да еще и калека. Как говорится, каждый несет тот крест, который осилит.

Василий Скиданов играет своего Билли по прозвищу Калека достаточно натуралистично. Руки и ноги соединены кожаными ремнями. Он весь как сломанная кукла. Чем ущербнее тело, тем больше мечтаний — это очень верно подмечено. Ему предстоит жить вопреки обстоятельствам, преодолевать убогие границы своей телесной оболочки в стремлении реализовать свое предназначение. А жизни отмерено так мало! И надо не упустить свой единственный шанс — на остров приезжают американцы снимать кино. Важно пройти кастинг. Тема для трагического жанра, хотя и обозначено в программке: ирландская комедия. Особенно трагично, что пройдя кастинг, Билли надо справиться с разочарованием — кинематографисты выплевывают его персону, как косточку вишни, за ненадобностью. И вновь — возвращение на остров, где все тычут в больное место, называя обидным прозвищем.

Иван Маленьких играет роль Джоннипатинмайка — местного ньюсмейкера, сплетника, человека с дурной репутацией, но с добрым сердцем. Это раскрывается лишь в финале. Расхождение видимости и сущности — это ли не мистика? Та канва, по которой актер вышивает узоры психологических нюансов.

В этом спектакле трудно назвать лидера, актера, который приковывает к себе внимание — все играют ровно. Разве что низкий тембр голоса Марины Шиловой заставляет острее прочувствовать трагическую «подкладку» этой комедии, завершающейся смертью Билли. Она вообще владеет редким искусством точной речевой характеристики.

Что характерно — и старуху в «Калеке...» и эту достаточно молодую женщину в спектакле «Красавица из Линэна» актриса играет очень убедительно — за счет внутренней пластичности.

История очень узнаваемая и пронзительно-драматичная. Пожилая мать заедает век своей стареющей дочери. Та, хоть и злословит, но по-настоящему заботится о матери. Сороколетняя героиня в поисках личного счастья. Наступает момент выбора, когда именно это счастье поставлено на карту. И женщина выбирает любимого мужчину, семью, а не заботу о матери. МакДонах выстроил потрясающие диалоги — образец того, как можно рассказать о любви через ненависть, и наоборот. В психологии это называется амбивалентными чувствами. Автор выталкивает эту историю из психологической драмы в сюрреализм. Мы, зрители, равно как и главная героиня, вдруг теряем контакты с реальностью. Звал ли ее любимый замуж или это плод больного воображения не совсем здоровой женщины? Героиня тронулась умом под натиском суровых испытаний. Что и говорить, в пьесах МакДонаха реальность — очень специфическая категория. Она неоднозначна, имея зыбкие границы. Жизнь похожа на бред и наоборот. Та самая мистика, которую так жадно ищет режиссер.

Дуэт двух актеров Марины Шиловой и Ивана Маленьких — можно назвать идеальным попаданием в стилистику автора. О каждой детали роли в этом дуэте хочется говорить подробно и с любовью. Как точно «работает» грим актрисы. Это мейк-ап женщины вамп или это начало безумия? Может быть, сумасшествие начинается именно так: теряется чувство меры в декоративной косметике? Это внутренняя раскованность или первые шаги к дурдому? Одна деталь — и уже не нужно ничего педалировать в актерских красках. Высокий класс.

А с какой естественностью актер, играющий мать-старуху, носит накладной женский бюст, как элегантно поправляет прическу. Нет ничего от вульгарного травестирования, так распространенного сегодня в театре. Все очень скупо, точно, все — ради создания образа пожилой женщины, а не для пошлого комикования. Поистине, это одна из лучших ролей большого артиста Ивана Маленьких.

Актер Василий Скиданов в небольшой роли Рэя Дули совершенно замечательно передает это трогательное стремление провинциала к имиджу городского денди, это ныряние из вульгарности в светскость и обратно. Точный и уморительный штрих к образу. Владимир Ильин в роли незадачливого жениха тоже очень запоминаем. Точно найдена эта неуверенность в себе провинциала, которого подкосила борьба за выживание в городе. Этот спектакль на четверых актеров — на редкость гармоничен. Он объединяет актеров равного масштаба и схожей актерской школы.

«Череп из Коннемары» — история еще более запутанная, мистическая, страшноватая. В памяти так и стоит финальная сцена — Мик Дауд (актер Иван Маленьких) прижимается щекой к черепу своей умершей жены. Этот череп он же сам достал из могилы по причине полицейского расследования. Как нежен герой в этой любовной сцене! Вот это любовь...

 

Марина Квасницкая

«Независимая газета» 15.03. 2010 г.