Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

08.11.2009

Последние крохи тепла

В дни зарождения эпидемической паники в Киев приехал уже известный театралам пермский театр «У Моста», который по стечению обстоятельств ехал транзитом во Львов на аматорский фестиваль «Драбина».

Там пермчане должны были показывать «Красавицу из Линэна», «Череп из Коннэмары», а заодно и весеннюю свою премьеру по тому же Мартину МакДонаху — «Калека с острова Инишмаан». Но фестиваль из-за накаленной ситуации в городе отменили, а вот от показа спектаклей в театре «Браво» решили не отказываться и сыграли в первый же день, еще до того как закрыли театры на карантин, то, что и нужно обществу, занятому собственным спасением.

«Калеку из острова Инишмаан» пришел посмотреть заядлый театрал и рисковый киевский зритель, которому паника ни по чем. Нужно сказать, что театральный зритель наверное самый смелый зритель, в преддверии паники те, кто осмелился прийти, увидели лучший спектакль из ирландской серии «Театра У Моста», а заодно чуть ли не самый красивый и стоящий спектакль, показанный в Киеве с начала сезона. К тому же «Калека» — это лучшая пьеса Мартина МакДонаха на сегодняшний день, лучше возможно будет только его последнее произведение с непереводимым названием A Behanding in Spokane, премьера которого состоится на Бродвее весной 2010-го.

«Калека...» — пьеса о человеколюбии, о том, как под загрубевшей кожей, в коридорах черного сердца зиждется свет и прощение. Калека Билли (Василий Скиданов) живет на одном из островов Ирландии в колоритной, но угрюмой и страшноватой компании. Вот его окружение. Две не совсем психически здоровые женщины — ирландские бабехи из неотесанной глубинки: одна разговаривает с камнями, другая — съедает весь завоз сладкого в свой захудалый продуктовый магазинчик. Джонни Патинмайк (Иван Маленьких) — старый назойливый пройдоха, разносящий от скуки сплетни, вычитывает и подслушивает тайны в надежде на нечто кровожадное. Полвека он спаивает собственную мать, которая пытается допиться до ручки, чтобы умереть, потеряв тридцать лет назад мужа, которого съела акула. Малыш Бобби (Владимир Ильин) — суровый и добрый рыбак, его жена умерла от туберкулеза. И чума-Хелен (Бабошина Марина) — юная девчушка, разносчица яиц, которая все эти яйца по ходу и разбивает об разных мужиков. Все эти персонажи сыграны объемно и глубоко, с тонким психологическим проникновением режиссера и актеров в их характеры и судьбы. Вся суть и боль спектакля, кажется, вложена в уста одной из теток Билли, сыгранную Мариной Шиловой, которая по возвращению Билли из Голливуда скажет: «А зачем мне разговаривать с камнем, ведь мой Билли вернулся, теперь мне есть с кем поговорить». После того, как Билли исчез, она полспектакля тянула аутическое «Ни слова, ни слова, ни словечка», разговаривая с камнем, а злые дети — Хелен и ее брат — потешались над ней со словами «Не хорошо смеяться над больными... но мы будем». Это сага о маленькой, но подлинной любви, а ведь только такая любовь, которую порой и не видно за каждодневными заботами и делами — истинно подлинная.

Образ Америки — это образ романтической мечты, к которой мы всю жизнь стремимся, но и образ разочарования, которое нас неизбежно настигает. Устремившись за своей мечтой, калека Билли обжигается об ее ледяное равнодушие и возвращается в теплую суровую Ирландию, к жестокой реальности, некрасивым, но самым родным людям.

Для поддержания атмосферы глубинки, дыры, богом забытого места спектакль исполнен в сером свете, костюмы — стилизированные лохмотья, словно одеяние нищих. Как и в предыдущих спектаклях театра «У Моста» по МакДонаху здесь подробно воспроизведен быт: скрупулезно обставлен магазинчик теток, в котором и происходят почти все диалоги (а британская драматургия — это много диалогов, и, спасибо режиссеру, он относится к ним бережно). Перед каждым актом показывают маленький фильм о моряках, и светит время от времени желтый свет, как тусклое свеченье от керосиновой лампы.

Несмотря на жесткость происходящего, — это безумно добрый и жизнеутверждающий спектакль, где трагическое в неразрывном тандеме с комическим являет объемную, диалектическую правду жизни. Вот Билли, подслушав, как на самом деле умерли его родители, накладывает себе в мешок камней, чтобы утопиться, а в следующую секунду к нему врывается чума-Хелен и соглашается пойти с ним на свидание, и даже целует его, а через мгновение счастливый Билли уже заходится трагическим туберкулезным кашлем. Подобно двум предыдущим спектаклям «Калека...» заканчивается постепенным затемнением сцены, где главный герой Билли остается в полном одиночестве.

Отдельно хочется сказать о главной музыкальной теме спектакля, которой стала композиция из кинофильма Аранофски «Фонтан», написанная композитором Клинтом Мэнселлем. Трагический саунд, предназначенный для саги о вечности душ и любви на фоне красивой легенды о конкистадорах и индейцев Майя, очень органично вписалась в безнадегу повествования о несчастном Билли, его родне и его стране.

Тот театр, который предлагает Мартин МакДонах (а с ним и театр «У Моста») — тонкое, на грани фола, разочарования, цинизма искусство, которое все-таки порождает надежду. Оно, словно «зеленый луч», последний луч солнца перед бурей, которую предчувствуют моряки — пограничное и неуловимое, прекрасное искусство.

 

Марися Никитюк

http://teatre.com.ua