27.10.2009
Театр «У Моста» потряс Египет
На XXI Каирском международном фестивале пермяки показали свою легендарную «Панночку».
На этот грандиозный форум съехались театры из 37 стран мира. Кроме известных государств мира, были и менее известные, такие как Марокко, Бразилия, Бангладеш, Шри-Ланка, Ирак, Сирия, Греция, были и совершенно экзотические страны — Султанат Аман, Кватар, Лебанон, Иордан, Алгерия и многие-многие другие.
Размах фестиваля действительно ошеломляет. Поскольку он проводится Министерством Культуры Египта под патронажем Президента, то организаторам удается создать по-настоящему сказочные условия для пребывания театров. Ежегодно специально для фестиваля полностью снимается 5-звездочный 13-этажный отель «Пирамиза», в котором на протяжении 10 дней днем и ночью гудит фестивальная жизнь. Каждый день одновременно на 13 сценах Каира идут спектакли, а также проводятся мастер-классы по теории театра.
И вот 20 октября из самолета Каир — Москва — Пермь вышли 10 загорелых и очень довольных актеров Театра «У Моста» со своим волшебным гробом на плечах. Несмотря на то, что театр «У Моста» в фестивальной жизни отнюдь не новичок (этот фестиваль был для него семьдесят третьим), подобного в его практике еще не было. Играть «Панночку» пришлось в экстремальных условиях. Температура поднималась до + 35°С, это надо учесть, так как вылетали из Перми при + 4°С. Зрители в зале были сплошь арабы, индийцы, нигерийцы, негры, корейцы и т.д. Перевода во время спектакля не было, и пермяки очень опасались, что их не поймут. И невероятно сложно было установить декорации с помощью арабских монтировщиков, которые, естественно, не знали русского языка. Более того, они не знали и английского. Но самая невероятная задача была в том, что арабы запретили вкручивать в пол сцены шурупы. Это совершенно невозможно при установке сложнейшего механизма — летающего гроба, но «мостовцев» голыми руками не возьмешь! «Панночка» за 19 лет побывала на 42 фестивалях в 10 странах и повидала всякое. Пермяки тут же придумали систему грузов и перевесов и установили свою конструкцию «без единого гвоздя», причем «летал» гроб не хуже, чем дома, на устрашение грозных арабов. Еще с одной трудностью столкнулись при монтировке: вдруг зазвучала «песнь муэдзина», и все правоверные мусульмане исчезли творить молитву, оставив пермяков одних. Но и это не помешало находчивым русским быстро разобраться в Египетской машинерии и установить декорацию в срок. Результаты превзошли все ожидания. Успех спектакля был невероятным. Восхищенные арабы аплодировали стоя, восторженно кричали, свистели, что совершено нетипично для мусульман. Но самое интересное, что среди пришедших на спектакль мистического Театра «У Моста» оказалась настоящая египетская колдунья, причем она пришла к самому концу спектакля, аккурат к последней ночи в церкви.
После спектакля толпа новоявленных «черных» поклонников бросилась щупать и фотографировать декорации, приговаривая, как молитву: «О, аллах! Это было чудо, это было кино». Досконально обследовав декорацию, они бросились щупать актеров, преимущественно актрис. И долго не могли разойтись, даже после того, как служители театра выключили в фойе свет и закрыли парадный вход театра на запор. И до самого окончания фестиваля пермяков «ловили» в разных закоулках и шумно восхищались ими на арабском языке. В результате «У Моста» получил приглашение снова приехать на Каирский фестиваль на следующий год, а также посетить фестивали в Александрии, Израиле и Марокко.
Анастасия Медведева
«Дело и Ко», 27 октября 2009 г.