09.10.2009
Эпоха людоедов
В театре «У моста» — премьера спектакля «Две стрелы»: философская притча с детективным сюжетом из повседневной жизни людей каменного века.
Остроумная пьеса-притча Александра Володина «Две стрелы» для российских театров всегда оказывалась проверкой на прочность — она проявляла вопиющую режиссерскую и актерскую спекуляцию. Чаще всего можно увидеть откровенно антрепризные постановки, где актеры впадают в грубый комизм, искусственно форсируют звук голоса, якобы имитирующего древних первобытных людей. Или что еще хуже — раскрашивание притчи в пафосную и претенциозную историю с банальной моралью в финале.
Пьеса «Две стрелы» Александра Володина, кстати, автора сценария одного из лучших фильмов Георгия Данелия «Осенний марафон», стала поворотной в его творчестве. До середины шестидесятых герои его пьес — обычные люди, взять хотя бы Зою и Ильина из «Пяти вечеров», экранизированных Никитой Михалковым. В советском театре Володин вообще был одним из немногих, кто от пьесы к пьесе доказывал право человека на частную жизнь, личные привязанности, одиночество, говорил о слабости и непонимании со стороны других.
Начиная с пьесы «Две стрелы», Володин переходит к жанру притчи. Сюжет, как мы помним по невероятно скучному фильму Аллы Суриковой, довольно прост. В каменном веке в племени первобытных людей совершено подлое убийство, которое внесло смуту в их нормальную жизнь. Персонаж Длинный должен был выступить на совете племени, но получил две стрелы в спину. Главе рода нужно найти виновного. Подозрение падает на Ушастого, художника и мечтателя, странного для того времени человека.
В версии Сергея Федотова параллельно с детективным сюжетом о поиске убийцы выстраивается целая история о рождении театра. Каждое движение, мелкий жест первобытных чудаков, каждый мимический образ, каждая реакция персонажей на происходящее становятся на сцене настоящим событием. Сценическая подробность мостовских «Двух стрел» увлекает, втягивает, заставляет зрителей превратиться в таких же наивных древних людей, чутко переживающих каждое явление в мире.
Если в предыдущих премьерах режиссер, легко играя с приметами ирландского мира, советскими реалиями, украинским колоритом, совершил невероятный прорыв, то в «Двух стрелах» им задан новый предел, за которым открылась перспектива режиссуры и актерской техники, рождающейся из редкого умения со вкусом наслаждаться «геном театральности» любого, даже самого бытового, сценического жеста.
Георгий Ютов
«Деловое Прикамье», 9 октября 2009 г.