10.10.2009
Жизнь на кончике стрелы
Премьера в театре «У Моста»: «Две стрелы» по пьесе А. Володина. Удивительно и жестко, как и всегда.
Пьесу, заявленную как «детектив каменного века», возродили нестандартные «мостовские» актеры и терпкая, конечно, режиссура. Возрождение произошло так естественно легко, как будто и не было всей психоделии Мак-Донаха, ужаса мистического священнодейства «Панночки», всех прошлых экспериментов. Был только огонь и вокруг него — жизнь, когда предательство, любовь, борьба за власть — впервые.
Главный режиссер театра «У Моста» Сергей Федотов взял в свои руки позабытую пьесу, создав щедрый на параллели и отзвуки спектакль. И дело не в правдоподобно, но все же пунктирно изображенном мире «каменного века». Дело в тонких деталях, которыми пропитано тело спектакля — свист птицы и свист стрелы, противоречивость мнения «толпы» и последнего слова Вождя, коварство женщины и звериный оскал беспощадного «естественного отбора».
И все-таки на роль наших предков герои истории Володина не тянут. Они воспринимаются как неразумные, смешные дети, которые играют в смерть и любовь. Но только до некоторого момента, который наступает в самом конце спектакля. В тот момент, когда на место Вождя карабкается, озираясь, ожидая стрел в спину, тиран в звериных шкурах — Человек Боя, в тот самый момент меняются местами свет и тень и становится ясно, что наступает новый век — Железный, век крови, в котором не место состраданию и милосердию, любви и поэзии. На тысячи лет человечество погрузится во тьму. И этот век начался с двух стрел, летящих в спину человека.
Качественная и суровая работа Сергея Федотова всегда приносит плоды — искренность, увлеченная игра актеров впечатляют. Очевидно, что перевоплощение в «людей в шкурах» для актеров стало удовольствием и очередным испытанием. Марина Бабошина, Иван Маленьких, Виктория Проскурина, Владимир Ильин — ведущие актеры создали исключительно правдоподобные образы «дикарей». Каждый из них несет на себе груз прошлых ролей, но каждый настолько силен, что сумел вместить в себя очередную историю, прожить ее и пропитаться ею.
Впервые на сцене театра «У Моста» в массовых сценах одновременно присутствовали 40 человек, актерское племя — все вместе и каждый по отдельности — сумело сплотиться и показать хорошую игру.
В театре «У Моста» — овации. Бьющее без промаха режиссерское чутье Сергея Федотова опять не подвело. Нарочито уплощенное повествование и примитивный внутренний мир героев еще больше подчеркнули простоту и ценность жизни человека — в современном ли мире, тысячелетия ли назад.
Елена Гуляева
«Парковый проспект», 10 октября 2009 г.