10.10.2009
Шкурный интерес: актеры театра «У Моста» одичали
Ещё двумя фестивалями пополнилась копилка престижа пермского театра «У Моста»: за эту осень труппа «первого мистического» побывала в Екатеринбурге — на Всероссийском фестивале «Реальный театр», и в Киеве — на III Международном фестивале современного искусства «Гогольfest», куда пермяков пригласили представить современный российский театр.
Кто-то из дотошных театралов подсчитал, что в Екатеринбурге публика «бисировала» и кричала «браво» более десяти минут, а вызывали артистов на поклон шесть раз. Не менее бурной была реакция зрителей и на самом масштабном культурном событии Украины...
Реальнее не бывает...
Особенность фестиваля «Реальный театр», который специалисты ставят в один ряд с московской «Золотой Маской» и петербургским «Балтийским домом», состоит в том, что в его афишу попадают самые интересные художественные события прошедшего сезона. Все спектакли фестиваля лично отсматривает театральный критик, директор и основатель «Реального театра» Олег Лоевский. Театр «У Моста» оказывается в программе «Реального театра» уже в четвёртый раз. В этом году фестиваль отмечал юбилей — десятилетие, и поэтому в Екатеринбург съехались нашумевшие постановки таких известных режиссёров, как Кама Гинкас, Олег Рыбкин, Николай Коляда и др. «У Моста» привёз свою громкую премьеру-спектакль «Калека с Инишмана» МакДонаха, уже успевший завоевать Гран-при и приз за лучшую женскую роль на фестивале «Ирбитские подмостки».
И в этот раз приезд пермяков к соседям вызвал ажиотаж. Все билеты были раскуплены заранее, поэтому администрация Камерного театра организовала ещё одни малые гастроли «умостовцев». Как и в июньские гастроли «У Моста» в Екатеринбурге в рамках фестиваля «Коляда-plays», всех желающих увидеть пермского МакДонаха вместить в зал не удалось. Около пятидесяти человек пришлось отправить домой, а остальных — рассаживать буквально на ступенях театра, между рядами, в световых ложах. Многие смотрели стоя. В итоге в антракте образовалась очередь за билетами на ноябрьские спектакли «У Моста».
Пермяки наколдовали хохлам ирландский дождь
«Гогольfest» расположился на пространстве гигантского историко-культурного и музейного комплекса «Арсенал», бывшего оружейного завода, ставшего центром актуального современного искусства Украины. В программе фестиваля приняли участие театры из двадцати стран Европы и Америки. Уже три года «Гогольfest» считается главным фестивалем Украины — таким, как Авиньонский фестиваль для Франции. За шестнадцать дней площадки посетили более 100 000 человек, было проведено 25 мастер-классов, показано более 30 спектаклей, около 40 музыкальных концертов, презентаций выставок и литературных проектов. Масштабность «Гогольfest-2009» во многом объясняется с тем, что этот год объявлен ЮНЕСКО годом Гоголя.
Поводом для приглашения «У Моста» на такой масштабный форум стал, конечно же, Мартин МакДонах, чьё имя пока ничего не говорит украинскому театру. Видимо, поэтому интерес к пермским спектаклям — «Красавице из Линэна» и «Черепу из Коннемара» был невероятным. Несмотря на явную авангардность «Гогольfesta», на спектакли «умостовцев», названных хэдлайнерами фестиваля, собралась почти вся театральная элита Киева. Самым трудным испытанием для артистов стало устройство сцены, которую установили прямо в центре огромного зала. На этой площадке невероятных размеров со старинными колоннами и сводами расстояние от сцены до последнего зрительского ряда составляло не менее ста метров, поэтому актёрам приходилось «бороться» и с акустикой, с чем они блестяще справились.
По словам художественного руководителя театра «У Моста», «в незалежной Украине» тоже не обошлось без мистики. Когда пермяки пожаловали в Киев, термометр показывал плюс двадцать восемь. Но едва раздались первые реплики «Красавицы из Линэна», начался дождь. Причём Федотов предупреждал, что это непременно случится, поскольку, где бы ни играл «У Моста» свои макдонаховские постановки, они всегда сопровождаются ирландскими дождями...
Мясной дух над сценой
А пока основной состав актёров гастролировал, вторая часть труппы (в основном молодёжь) усиленно репетировала очередную премьеру по пьесе Володина «Две стрелы». «Детектив каменного века» — так определил жанр спектакля сам автор — советский драматург, чьи пьесы были чрезвычайно популярны во второй половине XX века, но сейчас оказались незаслуженно забыты и нигде не идут, хотя театр Олега Табакова («Табакерка») свою историю начал именно с «Двух стрел». «Две стрелы» оживает на «умостовской» сцене не только как ироничная, остроумная театральная игра в дикарей, расследующих убийство одного из членов племени, но и как пронзительный, откровенный мир архаики, густой мифологизации, в которой наивные первобытные люди не только впервые «пробуют на вкус» первые слова, испытывают любовь, предательство, прощение, но и переживают первое социальное расслоение на «избранных» и «простых смертных».
— Когда мы прочитали пьесу Володина, поняли, что она — благоприятный материал для поиска современного актёрского языка, — рассказывает Сергей Федотов. — Эта история — промодель нашего общества, когда едва-едва зарождались все сегодняшние проблемы и «язвы». Наши зрители всегда жаждут экзотики, мы стараемся их не разочаровывать и поэтому редко ставим спектакли, где артисты ходят в пиджаках и где на сцене — два стола и три стула.
А молодые артисты, недавно пополнившие труппу, были только рады натянуть на себя шкуры, попрыгать, поскакать, потанцевать бешеные ритмы, помедитировать, чтобы целиком погрузиться в атмосферу пещерного века. Для этого, по словам режиссера, пришлось учиться глодать кости и есть сырое мясо. Правда, по мере того как первобытный народ «окультуривался», зрительный зал обволакивали натуральные запахи варёного мяса.
Наталья Солнцева
«Пермские новости», 9 октября 2009 г.