Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

10.10.2009

Шкурный интерес: актеры театра «У Моста» одичали

Ещё двумя фестивалями пополнилась копилка престижа пермского те­атра «У Моста»: за эту осень труппа «первого мистического» побывала в Екатеринбурге — на Всероссийском фестива­ле «Реальный театр», и в Киеве — на III Междуна­родном фестивале совре­менного искусства «Гогольfest», куда пермя­ков пригласили предста­вить современный рос­сийский театр.

Кто-то из дотошных театралов подсчитал, что в Екате­ринбурге публика «биси­ровала» и кричала «бра­во» более десяти минут, а вызывали артистов на поклон шесть раз. Не ме­нее бурной была реак­ция зрителей и на самом масштабном культурном событии Украины...

Реальнее не бывает...

Особенность фестиваля «Ре­альный театр», который спе­циалисты ставят в один ряд с московской «Золотой Мас­кой» и петербургским «Бал­тийским домом», состоит в том, что в его афишу попада­ют самые интересные худо­жественные события про­шедшего сезона. Все спектакли фестиваля лично отсматривает театральный критик, директор и основатель «Ре­ального театра» Олег Лоевский. Театр «У Моста» оказы­вается в программе «Реаль­ного театра» уже в четвёртый раз. В этом году фестиваль отмечал юбилей — десятиле­тие, и поэтому в Екатерин­бург съехались нашумевшие постановки таких известных режиссёров, как Кама Гинкас, Олег Рыбкин, Николай Коляда и др. «У Моста» при­вёз свою громкую премьеру-спектакль «Калека с Инишмана» МакДонаха, уже успевший завоевать Гран-при и приз за лучшую женс­кую роль на фестивале «Ирбитские подмостки».

И в этот раз приезд пермя­ков к соседям вызвал ажио­таж. Все билеты были раскуплены заранее, поэтому адми­нистрация Камерного театра организовала ещё одни ма­лые гастроли «умостовцев». Как и в июньские гастроли «У Моста» в Екатеринбурге в рамках фестиваля «Коляда-plays», всех желающих уви­деть пермского МакДонаха вместить в зал не удалось. Около пятидесяти человек пришлось отправить домой, а остальных — рассаживать буквально на ступенях театра, между рядами, в свето­вых ложах. Многие смотрели стоя. В итоге в антракте обра­зовалась очередь за билета­ми на ноябрьские спектакли «У Моста».

Пермяки наколдовали хохлам ирландский дождь

«Гогольfest» расположился на пространстве гигантско­го историко-культурного и музейного комплекса «Арсе­нал», бывшего оружейного завода, ставшего центром актуального современного искусства Украины. В про­грамме фестиваля приняли участие театры из двадцати стран Европы и Америки. Уже три года «Гогольfest» считается главным фестива­лем Украины — таким, как Авиньонский фестиваль для Франции. За шестнадцать дней площадки посетили бо­лее 100 000 человек, было проведено 25 мастер-клас­сов, показано более 30 спек­таклей, около 40 музыкаль­ных концертов, презентаций выставок и литературных проектов. Масштабность «Гогольfest-2009» во многом объясняется с тем, что этот год объявлен ЮНЕСКО годом Гоголя.

Поводом для приглаше­ния «У Моста» на такой мас­штабный форум стал, конеч­но же, Мартин МакДонах, чьё имя пока ничего не говорит украинскому театру. Види­мо, поэтому интерес к пермским спектаклям — «Краса­вице из Линэна» и «Черепу из Коннемара» был невероят­ным. Несмотря на явную авангардность «Гогольfesta», на спектакли «умостовцев», названных хэдлайнерами фестиваля, собралась почти вся театральная элита Кие­ва. Самым трудным испытанием для артистов стало устройство сцены, которую установили прямо в центре огромного зала. На этой пло­щадке невероятных разме­ров со старинными колонна­ми и сводами расстояние от сцены до последнего зри­тельского ряда составляло не менее ста метров, поэтому актёрам приходилось «бо­роться» и с акустикой, с чем они блестяще справились.

По словам художественно­го руководителя театра «У Моста», «в незалежной Ук­раине» тоже не обошлось без мистики. Когда пермяки по­жаловали в Киев, термометр показывал плюс двадцать восемь. Но едва раздались первые реплики «Красавицы из Линэна», начался дождь. Причём Федотов предупреж­дал, что это непременно слу­чится, поскольку, где бы ни играл «У Моста» свои макдонаховские постановки, они всегда сопровождаются ир­ландскими дождями...

Мясной дух над сценой

А пока основной состав актё­ров гастролировал, вторая часть труппы (в основном молодёжь) усиленно репети­ровала очередную премьеру по пьесе Володина «Две стре­лы». «Детектив каменного века» — так определил жанр спектакля сам автор — советский драматург, чьи пьесы были чрезвычайно популяр­ны во второй половине XX века, но сейчас оказались незаслуженно забыты и ниг­де не идут, хотя театр Олега Табакова («Табакерка») свою историю начал именно с «Двух стрел». «Две стрелы» оживает на «умостовской» сцене не только как иронич­ная, остроумная театраль­ная игра в дикарей, рассле­дующих убийство одного из членов племени, но и как пронзительный, откровен­ный мир архаики, густой мифологизации, в которой наивные первобытные люди не только впервые «пробуют на вкус» первые слова, испы­тывают любовь, предатель­ство, прощение, но и пережи­вают первое социальное рас­слоение на «избранных» и «простых смертных».

— Когда мы прочитали пье­су Володина, поняли, что она — благоприятный мате­риал для поиска современ­ного актёрского языка, — рас­сказывает Сергей Федотов. — Эта история — промодель нашего общества, когда едва-едва зарождались все сегод­няшние проблемы и «язвы». Наши зрители всегда жаждут экзотики, мы стараемся их не разочаровывать и поэто­му редко ставим спектакли, где артисты ходят в пиджа­ках и где на сцене — два стола и три стула.

А молодые артисты, недав­но пополнившие труппу, были только рады натянуть на себя шкуры, попрыгать, поска­кать, потанцевать бешеные ритмы, помедитировать, что­бы целиком погрузиться в ат­мосферу пещерного века. Для этого, по словам режиссера, пришлось учиться глодать кости и есть сырое мясо. Правда, по мере того как первобытный народ «окультури­вался», зрительный зал обво­лакивали натуральные запа­хи варёного мяса.

 

Наталья Солнцева

«Пермские новости», 9 октября 2009 г.