Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

26.08.2009

Планы, мечты и мистика...

Театр «У Моста» давно уже известен как совершенно уникальное явление в пермском театральном пространстве. Вот уже более двадцати лет театр, как магнит притягивает оригинальной стилистикой и мистической атмосферой...

Именно с Гоголя — одного из любимейших «мостовских» ав­торов и начался 22 сезон театра. В качестве премьеры была выб­рана бессмертная комедия «Ре­визор», что само по себе уже риск. Ведь любое обращение к классике грозит увести режиссе­ра либо к авангардным изыскам, либо к чтению текста по ролям. Но Сергей Федотов в очередной раз доказал, что в театре «У Моста» рисковать не боятся, потому как ключ к пониманию Гоголя здесь уже найден — это мистический реализм.Но мистика «Ревизора» принципиально отличается от мистики четырех остальных постановок театра по Гоголю.

Если в «Панночке» и «Вечерах на хуторе близ Диканьки» атмосфера колдовской ук­раинской ночи, а в «Игроках» — пространство рока и игры, то с «Ревизором» все сложнее. Ре­жиссер выходит за рамки ее постановки как бытового анек­дота о чиновниках-взяточни­ках. Впрочем, «мостовский» «Ревизор» не лишен и зарази­тельного смеха. Однако за внешней комедийностью и клас­сическими декорациями на сце­не скрывается настоящее цар­ство пустоты и миражности, в центре которого Хлестаков. В представлении С. Федотова он отнюдь не коварный манипуля­тор, а настоящая пустышка. Фитюлька, мыльный пузырь, ничто в сущности. Но именно через него, юного и хрупкого, в город N просачивается потустороннее и страшное. Герой словно пере­стает подчиняться самому себе. Например, в сцене флирта Хле­стакова с Анной Андреевной и Марьей Антоновной его мимика и пластика становятся совер­шенно фантастичными. Сам того не понимая, герой переста­ет играть, а становится жертвой игры темных сил, искренне влюбляясь и в ту, и в другую. Удивительная мистика «Ре­визора» ощутима и в сценогра­фии спектакля. В этом плане совершенно оригинальной полу­чилась хрестоматийная немая сцена, где окаменелость всех без исключения персонажей сменя­ется их фантастическим движе­нием. Чиновники буквально просачиваются сквозь стены дома Городничего, а сам Хлеста­ков улетает в окно, чем вызывает аллюзии с гоголевской нечис­тью. Одновременно яркий парадный свет дома Городничего сме­няется холодной синей дымкой, а мещанские рюшечки и банти­ки зловещим пространством сцены. Таким образом, провин­циальный город превращается в город вечный, город вообще, а размышления о героях Гоголя в размышления о человеке как таковом.

Кроме того, сезон 2009–2010 станет погружением в мир и другого любимого «мостовского» автора — Мартина МакДонаха. Постановка пьесы «Лейтенант с острова Инишмор» обещает быть самой резкой, шокирующей и аг­рессивной историей из всех спектаклей по МакДонаху, а значит представит театр в совершенно новом образе. «Лейтенант» обе­щает стать экспериментом по со­зданию театрального аналога кинокомикса с присущими ему черным юмором и парадоксаль­ными откровениями.

Помимо этого, в ближайших планах театра «У Моста» еще одна необычная постановка —спектакль «Дом, который пост­роил Свифт» по легендарной пьесе Г. Горина. В качестве режиссера выступит один из самых известных людей теат­ральной России — Виктор Шрайман. Виктор Львович широко известен как создатель первого в России авторского театра — Театра Куклы и Актера «Буратино». Впрочем, Шраймана и Федотова объединяет не только идея авторского театра, но и, по их собственному выражению, некое «кровное родство». В этом плане интересно, что неко­торое время назад Шрайман был актером израильского теат­ра «Гешер», название которого переводится как «МОСТ». По­добные мистические совпадения словно предвосхищают особен­ную ауру будущего спектакля. Еще одним знаковым собы­тием станет и постановка рок-оперы Рыбникова, Грушко «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». К слову, это будет уже вторая вариация «У Моста» на тему ленкомовских легенд. И снова, как и в «Юноне» и «Авось», «мостовцы» откроют свои особые интонации в истории о чилийском герое-разбойнике.

Но, наверное, самым долго­жданным сюрпризом нового те­атрального года станет постанов­ка еще одного приглашенного режиссера — настоящего мага и волшебника польского кино и театра Кшиштофа Занусси. Же­лание сделать яркий совместный проект возникло у режиссеров давно. Не так давно в рамках чешско-польских гастролей пер­мяки побывали в гостях у про­славленного мэтра и даже сыг­рали в его доме гоголевских «Игроков». Сегодня уже извес­тно, что пан Кшиштоф начнет работу с актерами в мае: сна­чала пермяки поедут в Польшу, и затем продолжат работу на родной сцене. В качестве мате­риала выбрана пьеса современ­ного английского драматурга.

И, наконец, новый театраль­ный год обещает побить рекорды предыдущего по количеству фестивалей. Казалось бы, недав­но отгремел успех театра на «Коляда-plays» и «Ирбитских подмостках». Но время не ждет, и на очереди уже приглашения на другие престижные меропри­ятия. Сентябрь пройдет под знаком авторитетнейшего фес­тиваля России «Реальный те­атр», а также киевского «Гогольфеста». В качестве «визит­ной карточки» уже выбраны постановки М. МакДонаха. В Екатеринбурге пермский театр сыграет «Калеку с Инишмана», а в Киеве «Красавицу из Линэна» и «Череп из Коннемары». Но это только начало... Театр «У Моста» уже ждут во Львове на фестивале «Драбина» в ка­честве почетных гостей. Ожида­ется, что там «мостовцы» сыг­рают МакДонаха и проведут режиссерский и теоретический семинары по современной драматургии.

 

«Капитал», № 31, 26 августа 2009