26.08.2009
Планы, мечты и мистика...
Театр «У Моста» давно уже известен как совершенно уникальное явление в пермском театральном пространстве. Вот уже более двадцати лет театр, как магнит притягивает оригинальной стилистикой и мистической атмосферой...
Именно с Гоголя — одного из любимейших «мостовских» авторов и начался 22 сезон театра. В качестве премьеры была выбрана бессмертная комедия «Ревизор», что само по себе уже риск. Ведь любое обращение к классике грозит увести режиссера либо к авангардным изыскам, либо к чтению текста по ролям. Но Сергей Федотов в очередной раз доказал, что в театре «У Моста» рисковать не боятся, потому как ключ к пониманию Гоголя здесь уже найден — это мистический реализм.Но мистика «Ревизора» принципиально отличается от мистики четырех остальных постановок театра по Гоголю.
Если в «Панночке» и «Вечерах на хуторе близ Диканьки» атмосфера колдовской украинской ночи, а в «Игроках» — пространство рока и игры, то с «Ревизором» все сложнее. Режиссер выходит за рамки ее постановки как бытового анекдота о чиновниках-взяточниках. Впрочем, «мостовский» «Ревизор» не лишен и заразительного смеха. Однако за внешней комедийностью и классическими декорациями на сцене скрывается настоящее царство пустоты и миражности, в центре которого Хлестаков. В представлении С. Федотова он отнюдь не коварный манипулятор, а настоящая пустышка. Фитюлька, мыльный пузырь, ничто в сущности. Но именно через него, юного и хрупкого, в город N просачивается потустороннее и страшное. Герой словно перестает подчиняться самому себе. Например, в сцене флирта Хлестакова с Анной Андреевной и Марьей Антоновной его мимика и пластика становятся совершенно фантастичными. Сам того не понимая, герой перестает играть, а становится жертвой игры темных сил, искренне влюбляясь и в ту, и в другую. Удивительная мистика «Ревизора» ощутима и в сценографии спектакля. В этом плане совершенно оригинальной получилась хрестоматийная немая сцена, где окаменелость всех без исключения персонажей сменяется их фантастическим движением. Чиновники буквально просачиваются сквозь стены дома Городничего, а сам Хлестаков улетает в окно, чем вызывает аллюзии с гоголевской нечистью. Одновременно яркий парадный свет дома Городничего сменяется холодной синей дымкой, а мещанские рюшечки и бантики зловещим пространством сцены. Таким образом, провинциальный город превращается в город вечный, город вообще, а размышления о героях Гоголя в размышления о человеке как таковом.
Кроме того, сезон 2009–2010 станет погружением в мир и другого любимого «мостовского» автора — Мартина МакДонаха. Постановка пьесы «Лейтенант с острова Инишмор» обещает быть самой резкой, шокирующей и агрессивной историей из всех спектаклей по МакДонаху, а значит представит театр в совершенно новом образе. «Лейтенант» обещает стать экспериментом по созданию театрального аналога кинокомикса с присущими ему черным юмором и парадоксальными откровениями.
Помимо этого, в ближайших планах театра «У Моста» еще одна необычная постановка —спектакль «Дом, который построил Свифт» по легендарной пьесе Г. Горина. В качестве режиссера выступит один из самых известных людей театральной России — Виктор Шрайман. Виктор Львович широко известен как создатель первого в России авторского театра — Театра Куклы и Актера «Буратино». Впрочем, Шраймана и Федотова объединяет не только идея авторского театра, но и, по их собственному выражению, некое «кровное родство». В этом плане интересно, что некоторое время назад Шрайман был актером израильского театра «Гешер», название которого переводится как «МОСТ». Подобные мистические совпадения словно предвосхищают особенную ауру будущего спектакля. Еще одним знаковым событием станет и постановка рок-оперы Рыбникова, Грушко «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». К слову, это будет уже вторая вариация «У Моста» на тему ленкомовских легенд. И снова, как и в «Юноне» и «Авось», «мостовцы» откроют свои особые интонации в истории о чилийском герое-разбойнике.
Но, наверное, самым долгожданным сюрпризом нового театрального года станет постановка еще одного приглашенного режиссера — настоящего мага и волшебника польского кино и театра Кшиштофа Занусси. Желание сделать яркий совместный проект возникло у режиссеров давно. Не так давно в рамках чешско-польских гастролей пермяки побывали в гостях у прославленного мэтра и даже сыграли в его доме гоголевских «Игроков». Сегодня уже известно, что пан Кшиштоф начнет работу с актерами в мае: сначала пермяки поедут в Польшу, и затем продолжат работу на родной сцене. В качестве материала выбрана пьеса современного английского драматурга.
И, наконец, новый театральный год обещает побить рекорды предыдущего по количеству фестивалей. Казалось бы, недавно отгремел успех театра на «Коляда-plays» и «Ирбитских подмостках». Но время не ждет, и на очереди уже приглашения на другие престижные мероприятия. Сентябрь пройдет под знаком авторитетнейшего фестиваля России «Реальный театр», а также киевского «Гогольфеста». В качестве «визитной карточки» уже выбраны постановки М. МакДонаха. В Екатеринбурге пермский театр сыграет «Калеку с Инишмана», а в Киеве «Красавицу из Линэна» и «Череп из Коннемары». Но это только начало... Театр «У Моста» уже ждут во Львове на фестивале «Драбина» в качестве почетных гостей. Ожидается, что там «мостовцы» сыграют МакДонаха и проведут режиссерский и теоретический семинары по современной драматургии.
«Капитал», № 31, 26 августа 2009