Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

21.08.2009

Мистический «Ревизор» открыл новый театральный сезон

Казалось бы, кто только не брался ставить хрестоматийную гоголевскую пьесу «Ревизор» на российской сцене. Однако, по мнению неутомимого пермского мистика, главная мысль российского классика так и не была воплощена...

В интерпретации Сергея Федото­ва эта мысль проста, но его гениальны­ми предшественниками до конца так и не была проговорена. «Гоголевский Хлестаков — пустышка, абсолютный ноль, — с пафосом учителя словесности сказал он на пресс-конференции по слу­чаю открытия театрального сезона. — А нечестно нажившие капиталы чинов­ники настолько напуганы, что разду­вают мнимого ревизора, как мыльный пузырь, до немыслимых масштабов. Страх лишиться всего отнимает у них рассудок».

По мнению Сергея Федотова, наиболее близок к гоголевскому замыслу знаменитый спектакль Мейерхольда — тоже мистический. Вслед за Мейерхольдом главный «мостовец» довел «мыльный пузырь» до масштаба даже не человека, а фантома. Мостовский Хлестаков — не хитрый плут и мошенник, а фигура миражная, фантастическая, но при этом совершен­но-инфантильная, всего лишь игрушка в руках неведомых сил.

Другая премьера намечена на на­чало декабря. Спектакль «Дом, кото­рый построил Свифт» уже репетирует с «мостовскими» актерами Виктор Шрайман, основатель и режиссер Магнитогорского театра куклы и актера «Буратино». Широкой публике сюжет пьесы знаком по знаменитому фильму Марка Захарова,поставленному по одноименной пьесе Григория Горина.

Вымышленные персонажи Свиф­та — лилипуты, великаны, йеху, гуингмы — населяют дом, который построил английский писатель. Реальность здесь тесно переплетается с вымыслом, пред­меты из одного превращаются в дру­гой, и уже невозможно понять, где на­стоящие события, а где мистификация или фантазия сатирика. Для лечения к Свифту присылают психиатра, доктора Симпсона. Именно ему предстоит вме­сте со зрителями пережить все удиви­тельные события в этом доме для того, чтобы понять и постичь одинокого ге­ниального художника.

Еще одна новинка сезона — рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». B основе сюжета — история ле­гендарного разбойника эпохи золотой лихорадки в Калифорнии. Впервые советские зрители увидели спектакль в 1976 году. Тогда партия рекомендовала скандальному режиссеру Марку Заха­рову поставить идейно броский, боевой спектакль. Ситуация в Чили — военный переворот Пиночета и смерть Неруды, автора поэмы, легшей в основу спекта­кля, — способствовала тому, что Заха­ров выбрал для постановки в Ленкоме именно это произведение.

Он обратился к переводчику Павлу Грушко с просьбой «приноровить» вер­либры чилийского поэта, «красивые, но не наши какие-то», к родному мента­литету. В процессе «приноравливания» кантата претерпела существенные из­менения. Во что будет приноровлена театром «У Моста» рок-опера Алексея Рыбникова,остается только догадываться. По всей видимости, будет уси­лена мистическая составляющая, ведь пермский театр «У Моста» славится тем, что ищет и — находит! — мистику на пустом месте.

В новом сезоне не обойдется и без нового МакДонаха. На этот раз «мостовцы» поставят «Лейтенанта с острова Инишмор», первую часть трилогии об Аранских островах, в которую также входит «Калека с Инишмана».

«Лейтенант» написан современным языком — с кро­вавым соусом черного юмора и потря­сающим чувством меры. Герои МакДо­наха — ирландцы-неудачники, дикие, наивные, простодушные, жестокие и в то же время нежные и искренние. Лей­тенант, молодой человек, чье сознание искалечено ирландской освободитель­ной войной, устраивает в родной де­ревне настоящую бойню из-за убитой любимой кошки. Хлещет рекой кровь, гремит саркастический смех, льются не­видимые миру слезы, вызванные чело­веческой жестокостью. И, собственно, этот смех — последняя возможность не сойти с ума.

 

Юрий Куроптев, Ирина Политова

«Деловое Прикамье», № 30, 21 августа 2009 г.