21.08.2009
Мистический «Ревизор» открыл новый театральный сезон
Казалось бы, кто только не брался ставить хрестоматийную гоголевскую пьесу «Ревизор» на российской сцене. Однако, по мнению неутомимого пермского мистика, главная мысль российского классика так и не была воплощена...
В интерпретации Сергея Федотова эта мысль проста, но его гениальными предшественниками до конца так и не была проговорена. «Гоголевский Хлестаков — пустышка, абсолютный ноль, — с пафосом учителя словесности сказал он на пресс-конференции по случаю открытия театрального сезона. — А нечестно нажившие капиталы чиновники настолько напуганы, что раздувают мнимого ревизора, как мыльный пузырь, до немыслимых масштабов. Страх лишиться всего отнимает у них рассудок».
По мнению Сергея Федотова, наиболее близок к гоголевскому замыслу знаменитый спектакль Мейерхольда — тоже мистический. Вслед за Мейерхольдом главный «мостовец» довел «мыльный пузырь» до масштаба даже не человека, а фантома. Мостовский Хлестаков — не хитрый плут и мошенник, а фигура миражная, фантастическая, но при этом совершенно-инфантильная, всего лишь игрушка в руках неведомых сил.
Другая премьера намечена на начало декабря. Спектакль «Дом, который построил Свифт» уже репетирует с «мостовскими» актерами Виктор Шрайман, основатель и режиссер Магнитогорского театра куклы и актера «Буратино». Широкой публике сюжет пьесы знаком по знаменитому фильму Марка Захарова,поставленному по одноименной пьесе Григория Горина.
Вымышленные персонажи Свифта — лилипуты, великаны, йеху, гуингмы — населяют дом, который построил английский писатель. Реальность здесь тесно переплетается с вымыслом, предметы из одного превращаются в другой, и уже невозможно понять, где настоящие события, а где мистификация или фантазия сатирика. Для лечения к Свифту присылают психиатра, доктора Симпсона. Именно ему предстоит вместе со зрителями пережить все удивительные события в этом доме для того, чтобы понять и постичь одинокого гениального художника.
Еще одна новинка сезона — рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». B основе сюжета — история легендарного разбойника эпохи золотой лихорадки в Калифорнии. Впервые советские зрители увидели спектакль в 1976 году. Тогда партия рекомендовала скандальному режиссеру Марку Захарову поставить идейно броский, боевой спектакль. Ситуация в Чили — военный переворот Пиночета и смерть Неруды, автора поэмы, легшей в основу спектакля, — способствовала тому, что Захаров выбрал для постановки в Ленкоме именно это произведение.
Он обратился к переводчику Павлу Грушко с просьбой «приноровить» верлибры чилийского поэта, «красивые, но не наши какие-то», к родному менталитету. В процессе «приноравливания» кантата претерпела существенные изменения. Во что будет приноровлена театром «У Моста» рок-опера Алексея Рыбникова,остается только догадываться. По всей видимости, будет усилена мистическая составляющая, ведь пермский театр «У Моста» славится тем, что ищет и — находит! — мистику на пустом месте.
В новом сезоне не обойдется и без нового МакДонаха. На этот раз «мостовцы» поставят «Лейтенанта с острова Инишмор», первую часть трилогии об Аранских островах, в которую также входит «Калека с Инишмана».
«Лейтенант» написан современным языком — с кровавым соусом черного юмора и потрясающим чувством меры. Герои МакДонаха — ирландцы-неудачники, дикие, наивные, простодушные, жестокие и в то же время нежные и искренние. Лейтенант, молодой человек, чье сознание искалечено ирландской освободительной войной, устраивает в родной деревне настоящую бойню из-за убитой любимой кошки. Хлещет рекой кровь, гремит саркастический смех, льются невидимые миру слезы, вызванные человеческой жестокостью. И, собственно, этот смех — последняя возможность не сойти с ума.
Юрий Куроптев, Ирина Политова
«Деловое Прикамье», № 30, 21 августа 2009 г.