18.06.2009
Смех сквозь слезы
В этом сезоне театр «У Моста» спешит поделиться очередной формулой успешной постановки — спектаклем «Курица». Эспериментальный текст Николая Коляды, помноженный на блестящую режиссуру Сергея Федотова, дает захватывающее двухчасовое зрелище.
Вслед за Колядой «Умостовцы» приоткрывают театральное закулисье, демонстрируя зрителю оборотную неприглядную сторону премьер и оваций. В свете прожектора комната в общежитии, где просыпается молодая актриса провинциального театра Нонна по прозвищу Курица (Мария Сигаль). Неожиданно для себя девушка становится центром нешуточных страстей, окончательно запутываясь в своих отношениях с главным режиссером театра Федором (Андрей Молянов) и администратором Василием (Илья Бабошин). На беду эти тайны открываются жене Федора, театральной приме Алле (Марина Шилова) и экс-супруге Василия Диане (Ирина Ушакова). А все дальнейшее действие превращается в череду интриг, взаимных упреков и разоблачений.
«Курица» — спектакль уникальный в своей универсальности. Для искушенного зрителя просмотр превращается в увлекательную игру по разгадыванию классических текстов. В актуальном сегодня постмодернистском ключе в пьесе сплелись монологи Катерины из «Грозы», Чацкого из «Горя от ума», Сони из «Дяди Вани». Даже само ее название является иронической перекличкой с чеховской «Чайкой». К слову, Чехов присутствует в постановке и на уровне сценографии. Над хламом нонниной комнаты высится огромная афиша спектакля по хрестоматийной пьесе Антона Павловича. Островок духовности в мире пошлости и мещанства.
Склонные к ностальгии ретроманы, бесспорно, оценят точность, с которой воссоздана советская эпоха. Старомодные шифоньеры, умывальник в углу комнаты, «ночная ваза» и транзистор, передающий то гимн СССР в 6 утра, то «вольные» для своего времени шлягеры Пугачевой и Лозы. Незримой приметой эпохи становятся даже сами образы Аллы и Дианы, «вульгарных толстых баб», угрожающих Нонне всеми возможными инстанциями, а потому символизирующих примат общественной жизни над личной.
Не останутся равнодушными и любители сложных психологических коллизий. Как признается сам автор пьесы, в поле его зрения попадают только мужчины и женщины трудной судьбы. Люди, погрязшие в быте, так и не научившиеся жить по-настоящему. Проблема героев «Курицы» в том, что они не различают жизнь и сцену, не чувствуют грани между собой и своим амплуа. Но режиссер по ходу действия постепенно обнажает истинную суть каждого. Властные и хамоватые Алла с Дианой на деле оказываются истосковавшимися по сильному плечу женщинами. А изменники-мужчины — слабовольными, склонными к истерии и даже суициду существами. Даже виновница конфликта — Нонна — в финале лишь жалкая Курица. Но страшна по Коляде-Федотову даже не игра в себя, а то, что она приводит к тому, что герои, запутываясь в себе, бесконечно и беспощадно ранят других.
В конце концов «Курица» — идеальный вариант для тех, кто желает отдохнуть и посмеяться, ведь воспринимать эту комедию с каменным лицом просто невозможно. Стопроцентную смеховую реакцию вызывает и сам авторский текст, щедро пересыпанный городским фольклором, и нелепые ситуации, и невербальные проявления актеров. Удачны в этом отношении эпизод обнаружения Федора в постели Нонны, сцена примерки гардероба Курицы и наконец, абсурдная драка Василия с Федором за право первым покончить с собой
При этом стоит помнить, что в комедиях Коляды всегда незримо присутствует приставка «траги», ведь за остроумным текстом скрывается философская глубина. «Курица» незаметно, но сильно задевает сокровенные струны души каждого, очищая ее смехом и слезами.
Анна Царевская
«Нива», 2009