Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

21.03.2009

Вновь МакДонах «У Моста»

На сцене Театра им.Ленсовета режиссер Сергей Федотов представил премьеру четвертого спектакля по МакДонаху — «Калека с Инишмана».

Несмотря на сумасшедший макдонаховский бум в России, Сергей Федотов, автор и мастер театра «У Моста», по-прежнему остается одним из лучших русских постановщиков МакДонаха. Дело уже даже не в почетной роли первооткрывателя, а в феномене совпадения логики режиссера и драматурга, которая стала очевидной и после участия пермского спектакля «Сиротливый Запад» на фестивале «Золотая маска» в 2008 году, и после осенних гастролей «У Моста» с «Линэнской трилогией» МакДонаха в Москве и Санкт-Петербурге...

Сергей Федотов выбирает для МакДонаха форму, в которой важны не трюковая составляющая или уход в экстремальную эстетику, а, напротив — предельное внимание к особенностям текста и авторской стилистике, очень органично сочетаемые с традициями психологического театра, системой Михаила Чехова. Этот подход помогает именно через фигуру актера обнаружить, объяснить механизм сюжетного и речевого парадокса, на котором строятся все пьесы МакДонаха.

«Калека с Инишмана» — это четвертый эксперимент театра «У Моста» по воплощению уникального мира макдонаховских героев. Пьеса «Калека с острова Инишман» является частью знаменитой трилогии об Аранских островах, в которую также входят «Лейтенант с острова Инишмор» и «Призрак с острова Инишир». Прелесть этой пьесы таится, с одной стороны, в ярких характерных персонажах, почти по-беккетовски и по-стоппардовски виртуозно написанных диалогах, игре с сюжетными ожиданиями зрителя и, наконец, в мрачноватом, «тарантиновском» юморе. С другой стороны, есть повод поразмышлять над шокирующими заявлениями драматурга о том, что кино он любит гораздо больше, чем театр.

Именно в этой пьесе кино становится основным элементом интриги, предметом мечтаний и разочарования всех героев. Из-за эпохального прибытия легендарного Роберта Флаэрти на Инишман для съемок фильма «Человек из Арана» рушится привычный ход жизни инишманцев. Сергей Федотов, в свою очередь, делает кинореальность композиционным решением спектакля. Во многом жители Инишмана, каждый из которых является счастливым обладателем какого-нибудь «пунктика», наследуют очень сложное для изображения на сцене мироощущение — «новую детскую наивность», раскрытую именно этими кинорежиссерами.

Удивительным образом пермская «игра в Ирландию» открывает смысл высказываний самого МакДонаха о том, что все его герои всегда остаются «сказочно милыми» — даже те, которые бьют калеку, затаптывают гуся или спаивают до смерти свою девяностолетнюю мамашу.

«МакДонах это не „чернуха“ и не театр жестокости, — рассказывает Сергей Федотов, — он целомудрен и человечен, он любит своих „непутёвых“ героев. И его „непутёвые“ герои любят друг друга. Просто это не лежит на поверхности. Это настоящий психологический театр, очень жизненный, и одновременно яркий и парадоксальный, неожиданно шокирующий и даже инфернальный».

Определение жанра нового спектакля «Калека с Инишмана» не иначе как ирландская комедия — это вдвойне отважный шаг, ведь тем самым режиссер и актеры признаются в том, что «дошли до самой сути» в своем исследовании ирландского «мифа», в понимании исторических и культурных истоков абсурдной Ирландии МакДонаха. Но самое главное, что при всем понимании и бережном сохранении страсти МакДонаха к кинематографу, Сергей Федотов умудряется рассказать зрителю в зале о своей главной в жизни страсти. В какой-то момент становится понятно, что восторг и предвкушение от похода инишманцев в кино — это то самое ощущение, которое переживает преходящий в театр «У Моста» — предвкушение встречи с дерзким, живым, психологическим, атмосферным, гротескным театром.

 

«PROсцениум», № 5, март 2009