09.06.2006
Русский Фауст в театре «У Моста»
В театре «У Моста» прошла премьера невероятной истории. Так называют здесь спектакль «Термен». Пьеса чешского кинорежиссера и драматурга Петра Зеленки, с которым художественный руководитель и режиссер мистического театра познакомился в Чехии, впервые ставится на российской сцене. Сергей Федотов с товарищами предлагает воскресить в памяти имя гениального русского физика, музыканта, изобретателя телевизора и цветомузыки, родоначальника криотехнологий и многого другого — Льва Сергеевича Термена…
История Термена потрясает, говорят в театре. В 1918 году было решено организовать военную электротехническую лабораторию, где Термен и создал сильный передатчик — приемник со слишком большой обратной связью и сильным звуковым взаимодействием. И оказалось, что когда изменяется емкость на расстоянии движущейся руки, происходит и изменение высоты звука. Именно этот прибор и стал прототипом терменвокса — музыкального инструмента и радиопередатчика в одной коробке — первого в мире бесконтактного инструмента, прародителя электронных синтезаторов.
Во время гастрольного турне за границей Лев Сергеевич получает из Америки заказ на две тысячи терменвоксов и незамедлительно же — разрешение на поездку. В действительности он получил сразу две командировки — от военного ведомства как разведчик и от Министерства культуры как музыкант. Это былаочень странная командировка длиной в целое десятилетие.
За изобретение подслушивающего устройства Лев Термен получил в свое время Сталинскую премию. Советская разведка использовала «жучок» для прослушивания американского посольства. Запад похоронил Термена в 1936-м. А он воскрес после десяти лет советских лагерей и дожил до девяносто семи.
Тема «Фауста» относится к разряду вечных тем, — говорит режиссер спектакля Сергей Федотов. — И каждая эпоха рождает свои коллизии, где новый Фауст снова в отчаянии ищет контакты с новым Мефистофелем. Меняется их обличье, меняются конкретные условия их тайных взаимодоговоренностей, но суть одна - ради своего счастья Фауст вынужден отдавать душу дьяволу«.
Первая сцена спектакля начинается с рассказа о том, как Термен играл в Кремле дляЛенина. Действительно, история сохранила факт, что в 1922 году Лев Термен продемонстрировал Ленину свой электронный музыкальный инструмент. Впоследствии эту систему радиосигнализации установили в Эрмитаже и Гохране.
Специально для спектакля из Америки через того же Зеленку в Пермь были выписаны два настоящих терменвокса. Говорят, они стоят безумных денег. Первые в мире электромузыкальные инструменты, созданные в 20-е годы прошлого века, в полном порядке, хоть и выглядят необычно — ни струн, ни клавиш. Зато диапазон применения — от классических произведений до свиста птиц. Звук на терменвоксе извлекается не касанием, а только движением рук перед специальными антеннами. «Когда мне привезли из Америки первый терменвокс, - рассказывает художественный руководитель Сергей Федотов, — я три дня от него не отходил, играл: это совершенно фантастическая музыка».
Артисты говорят, что космическое звучание терменвокса завораживает. Но предстоит еще очень долго учиться, чтобы извлекать из этого инструмента не только звук радиосигнала, но и достаточно гармоничную музыку. Хотя со временем, шутят актеры, они готовы открывать школу по обучению игре на терменвоксе.
«Пермские новости», 9 июня 2006