16.03.2005
Влюбленные в Шекспира
Кто-то из великих определил поиск счастья как поиск чистоты, движение в высшие сферы, свободные от тягот этого мира, его пороков и недолговечности чувств. В этом эфире любви растворяются все ошибки прошлого и несовершенство мира, обиды и злоключения, пройденные дороги… Ярче всех прочих выразил эту мысль великий Шекспир в «Ромео и Джульетте». А театр «У Моста» вдохнул в пьесу новую жизнь. Режиссер Сергей Федотов подобрал мистический ключ к этой волшебной и печальной истории, в которой он и его труппа увидели куда больше света и чистоты, непосредственности и жизнеутверждающей радости, чем грусти и боли утраты.
Едва только гаснет свет, как мы оказываемся в Вероне с неповторимым итальянским колоритом: на сцене, казалось бы, знаменитый шекспировский «Глобус», однако увитый лозой, с балкончиками и изящными оконцами, орнаментами и гербами семейств он преображается и уже не кажется тем спрутом, что сковывал души героев «Гамлета» — предыдущей постановки дилогии. Теми же цветами подлинно итальянской страсти окрашен и рисунок актерской игры. Первая сцена задает спектаклю такой ритм и «градус» проживания истории, что стремительность развития сюжета мгновенно приковывает внимание зрителя. Атмосфера конфликта, обостренного, напоенного страстями, но при этом по природе своей нелепого и бесплодного (как и большинство конфликтов), точно иллюстрирована слугами Монтекки и Капулетти в исполнении молодых актеров театра. Когда на сцене возникают взрывной и опасный Тибальт (Михаил Орлов), остроумный и обаятельный Меркуцио (Сергей Детков) и воздух предельно наэлектризован, кажется, сейчас нас сметет ударной волной ненависти и жажды крови…
Великолепны главы семейств, в особенности Капулетти (Иван Маленьких и Марина Шилова) — так объемно и достоверно они прорисовывают оттенки взаимоотношений внутри семьи, так трогательны в своей любви к дочери, так бескомпромиссны в ненависти к врагу и укоренены в жажде большей власти. Их парные сцены всегда превращаются в поединки, темпераментные и психологически выверенные. Наверное, таким и должно быть подлинно шекспировское существование на сцене.
Отец Лоренцо — странный отшельник поглощенный идеями настолько, что сил на их воплощение и противостояние злу просто не остается. Весьма неожиданный в этой роли Владимир Ильин представляет публике образ многогранный и необыкновенно самобытный: то, как его герой переживает за судьбу влюбленных и как сражен ударом, когда осознает, что не смог их уберечь, — моменты ярчайшего актерского вдохновения, за которые мы всегда благодарны театру «У Моста».
И наконец, подлинная находка и открытие этого спектакля — незабываемый талантливейший дуэт совсем юных Анны Агафоновой и Василия Скиданова. Их игрой Сергею Федотову как режиссеру удалось добиться не просто сплетения судеб, а подлинного слияния душ. Это две непорочные, чистые души, два ребенка, верящие в добро и справедливость и силу собственной вечной любви. Эти двое, взявшись за руки среди всей окружающей их скверны, срываются в бездну и летят с оглушительной скоростью к неминуемой развязке. Это великое достижение живого театра: с первого взгляда на пышном балу, с первого свидания под балконом передать эту двойственность рокового чувства — великое счастье и предчувствие гибели. Джульетта Агафоновой трепетна, соткана из надежд и ароматов весны. Ромео Скиданова — благороден и влюблен в Джульетту, а следовательно, и в жизнь. Безусловно, картина была бы неполной без невероятной кормилицы в исполнении молодой актрисы Вики Проскуриной. Она играет с таким азартом, с такой искренностью, что ее материнская привязанность к Джульетте (пусть и странноватая) вызывает в нас нежность и сочувствие.
По словам Сергея Федотова, в, казалось бы, хрестоматийном тексте Шекспира, постановкой которого не занимался, наверно, лишь ленивый, ему и его соратникам удалось обнаружить не только несколько таинственных загадок, но и найти к ним ключик. Одна из них, к примеру, заключается в том, что Шекспир, оказывается, — необычайно веселый автор, даже самые жуткие трагедии которого густо сдобрены юмором и иронией, и поразительно современный! Но тайну этих явлений неожиданно открываешь только в мистериях «У Моста». Впрочем, пересказывать спектакль — дело неблагодарное. Приходите в театр, и Сергей Федотов, которого, кстати, после двух шекспировских премьер в театре за глаза стали называть «Шекспиром», поделится с вами наблюдениями над природой страстей великого драматурга. Между прочим, уже в апреле поклонников «У Моста» ждет еще одна встреча с Шекспиром. На этот раз — с «Двенадцатой ночью».
Анна Маркова
«Пермские новости», 16 марта 2005 г.