02.09.2005
Встретимся в Париже. «У Моста»
25 августа театр «У Моста» открыл свой 18-ый сезон спектаклем «Панночка», который уже стал визитной карточкой труппы. А его художественный руководитель Сергей Федотов поделился с нами своими поистине наполеоновскими планами на грядущие девять месяцев.
Впрочем, с ярко и в лучших традициях мистического театра завершился и предыдущий сезон. Отыграв последний спектакль 17-го сезона, 17 актеров «У Моста» 17 июня сели в 17-ый вагон поезда и отправились в двухнедельное турне по Чехии. Главной целью поездки было участие в фестивале «Театры Европейского региона». Уже седьмой раз пермскому театру выпадает честь представлять Россию на фестивале, который носит название «второго Авиньона». Более 70-ти театров из десяти стран Европы показывали свои лучшие спектакли в городе Градец Кралове (город Королей). Пермяки представили на суд зрителей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Все без исключения пражские газеты назвали постановку Сергея Федотова кульминацией фестиваля. Кроме того, в программе были показаны еще две работы пермского режиссера: «Идиот» Достоевского и «Панночка» Н. Садур, поставленные в чешских театрах. Заметным достижением в репертуаре театра стала трилогия ирландского драматурга Мартина МакДонаха, включающая в себя три пьесы — «Красавицу из Линэна», «Череп из Коннемары» и «Сиротливый запад», постановку которых Сергей Федотов осуществил впервые в России. Кстати, именно эти спектакли пермского театра Олег Лоевский отобрал для показа на фестивале «Реальный театр», который пройдет в Екатеринбурге уже в сентябре. В октябре в Магнитогорск на фестиваль. «Театр без границ» пермяки снова повезут «Череп из Коннемары» МакДонаха. А в феврале, если позволят финансы, пермские театральные мистики отправятся на гастроли в Париж. Там, в небольшом, на 200 мест, зале старинного театра они откроют искушенным французам все прелести Гоголя.
К прошлогодней премьере «Трехгрошовой оперы» в этом сезоне добавится «Али-Баба и сорок разбойников». Последний спектакль, как и «Оперу», поставит Дмитрий Хомяков. Вообще, по словам художественного руководителя театра, он крайне не любит облекать в слова названия будущих премьер. «Я никогда не знаю заранее, — говорит Федотов, — что родится в данный момент, какой жребий выпадет, что мне приснится. Да, я хотел поставить в Перми „Собачье сердце“ и „Идиота“, но получилось так, что я сделал это за рубежом, в Чехии. А здесь пока душа не дала мне знака на эти постановки…» Тем не менее, из классики в планах Федотова — Шекспир («Макбет» или «Ромео и Джульетта»). А уже 26 сентября поклонники «У Моста» смогут оценить новую версию «Самоубийцы» Николая Эрдмана. Теперь, по словам режиссера-постановщика, это будет «более веселая и гротесковая комедия в ритме немых фильмов Чарли Чаплина».
Попробует себя Федотов и в новом амплуа — режиссера Пермского академического театра драмы. На его большой сцене он репетирует «Мелкого беса» Федора Сологуба, премьера которого уже прошла в Чехии, а в Перми состоится 15 сентября. По словам худрука «У Моста», в «Бесе» он сам себе режиссер и сценограф. «В драме к такой «всеядности» не привыкли, — смеется Сергей Павлович. — Там каждый отвечает за свой «шесток». Впрочем, главную роль в спектакле исполнит ведущий актер театра «У Моста» Иван Маленьких.»Это было мое обязательное условие, — рассказывает Федотов. Видимо, вскоре можно ожидать переселения «академика» Бориса Мильграма на «мистическую почву «У Моста». Впрочем, это — не единственный сюрприз нового сезона. По секрету Сергей Федотов рассказал «ПН», что, возможно, всех поклонников ждет еще один сюрприз в виде гастролей в Перми одного из чешских театров.
Еще одно чудо в виде капитального ремонта свалилось на всех, кому небезразлична судьба театра. Мрачное раньше фойе теперь щедро освещено: старые дореволюционные рамы заменили на стеклопакеты. Визуально театр вообще стал больше походить на академический: приветливый фасад фирменного «умостовского» оливкового цвета, обитые индийским флоком уютные кресла, роскошная испанская люстра с позолотой, французские бра, белые, в греческом стиле, колонны.
- У нашего любимого и уважаемого города мы просили три миллиона на ремонт крыши, которая уже много лет находится в аварийном состоянии, — вздыхает Сергей Федотов. — Кроме ремонта мы надеялись соорудить под этой самой крышей складские помещения для реквизита, поскольку у нас страшная нехватка места. Но нам «зарезали» эти деньги, выделив лишь триста тысяч на замену абсолютно сгнивших стропил. Пришлось, как всегда, выкручиваться самим. И мы совершили чудо: за счет собственных средств, за счет помощи спонсоров и друзей театра мы уложились в 700 тысяч.
Маргарита Неугодова
«Пермские новости», 2 сентября 2005 г.