11.02.2004
Экспертиза: «Сиротливый Запад» в театре «У Моста»
Художественный руководитель театра «У Моста» Сергей Федотов, несмотря на все инсинуации недругов по-прежнему полный творческих задумок, работал как одержимый и за каких-то два месяца выпустил в свет, сдержав обещание, свой новый спектакль по пьесе ирландского драматурга Мартина МакДонаха «Сиротливый Запад». 13 февраля, в пятницу, в лучших мистических традициях, в театре состоится первая российская премьера, осуществленная по единственному переводу пьесы на русский язык, которую сделали специально для «У Моста». Зато предпремьера этой уникальной постановки уже прошла в театре в минувшие выходные.
Мартин МакДонах — самый оригинальный ирландский драматург. Он молод, ему слегка за тридцать. Однако сценический дебют его пьесы «Королева красоты» в 1996 году принес автору премию английской газеты «Ивнинг стандарт» в номинации «Самый многообещающий драматург» и самую престижную театральную премию США – «Тони». Зато «Сиротливый Запад» просто взорвал Европу. Этот самый культовый спектакль последних лет, облюбовав самые пафосные сценические площадки, легко завоевал даже самых взыскательных и избалованных театральных ценителей. Свидетельством тому служат несколько призов на фестивалях в Германии, Франции и Чехии. Стоит ли говорить, что Сергей Федотов, имеющий безошибочный нюх на хорошую литературу, не мог пройти мимо такой пьесы. К тому же, как говорит сам режиссер и сценограф нового спектакля, после многолетней работы с русской классикой захотелось попробовать себя и на зарубежном материале. К радости истинных ценителей таланта Сергея Федотова, эксперимент, поставленный последователем творческого метода Михаила Чехова, блестяще удался, посрамив всех тех, кто глумливо каркал о его кризисе.
На первый взгляд, казалось бы, в пьесе МакДонаха нет острых коллизий и разветвленных сюжетных ходов. Действие разворачивается ирландской тьмутаракани, городке Линэне, где забытые Богом и людьми, живут обычные обыватели: братья Коулмен и Вэлин Конноры, католический священник Уэлш, юная Гёлин, их знакомые и соседи. Однако скука, бедность, затхлая повседневность и бессмысленность существования так разъедают души его обитателей, что статуэтки святых и новая кухонная плита начинают цениться дороже человеческой жизни. А сыну ничего не стоит застрелить из ружья родного отца только за то, что тот посмел насмехаться над его прической! Словно муссируя факты криминальной хроники, герои пьесы небрежно жонглируют именами друзей и соседей, которых либо убили «гуманные» родственники, либо закончивших свои дни по собственному почину. Примечательно, что на трехчасовую постановку приходится три убийства и два самоубийства! При этом братишки сожалеют лишь о том, что на очередных похоронах их не угостили слоеными пирожками! Конноры, навеки скрепившие родственный союз кровью собственного отца, Коулмен (Владимир Ильин) и Вэлин (Михаил Юрченко) не знают иного языка общения, кроме как постоянные брань, потасовки и драки, которые чудом не заканчиваются банальной поножовщиной. Прелестная Гёлин (Элла Чудинова), торгуя спиртным, развязно предлагает себя мужчинам. Кажется, нет предела безнравственности и глубине падения этих людей. И только пьющий от безысходности отец Уэлш (Михаил Хоботов) как беспокойная совесть, теребит свою паству бесконечным «нытьем» о христианской любви. Но их не могут встряхнуть даже его сознательно обожженные (ради них, как крик души!) ладони. И уставший биться об эти человеческие чурки отец Уэлш, как Иисус, отдает свою жизнь за заблудших братьев, твердо веруя при этом, что только они могут даровать его душе возвращение из ада. Тут вырывается наружу мучительное отчаяние Гёлин, страстно любившей Уэлша. «Почему не моя душа, а ваша, скотская понадобилась ему?» — безумно кричит Гёлин братьям. Финал, предполагаемый МакДонахом и Федотовым, остается открытым. И только что подарена надежда на исправление Коулмена и Вэлина тут же затихает под натиском очередной порции их взаимных проклятий.
Большим плюсом можно назвать и то, что спектакль не переполнен массой лишних персонажей. Четыре действующих лица позволяют нарисовать характеры во всех деталях. Молодая, кокетливая, легкомысленная в первом действии Гёлин в исполнении Эллы Чудиновой, превращается во втором в страстную и неистово страдающую молодую женщину, способную на глубочайшие чувства. Недаром о ней говорят даже братья: «Либо утопится, либо сойдет с ума». Михаил Юрченко, специально для роли сбривший свою шикарную шевелюру под «ноль», всегда был большим любимцем Мастера. И это отнюдь не предвзятость барина, продвигающего своих. Младший брат Вэлин в исполнении Михаила, со своей фетишистской тягой к пластмассовым статуэткам католических святых и параноидальной любовью к газовой плите, заглушающим остатки чувств к отцу и брату, внушает временами почти мистический ужас. Однако как безутешно «ломается» его тело и горбится спина, когда он берет в руки уши своей любимой собаки, зверски обрезанные его единоутробным братцем! Еще один экспонат живого паноптикума под названием Линэне — Коулмен Коннори в исполнении актера «старой гвардии» Владимира Ильина. Цинизм этого молодчика, хладнокровно и в упор застрелившего своего отца, актер доводит до захватывающего дух беспредела. Герой Ильина знает, что ему все сойдет с рук, и упивается этим. «Я делаю и думаю так, как хочу!» — вот его жизненное кредо. И если раньше в спектаклях Ильин, обладая безупречной дикцией и артикуляцией, по большей части резонировал, то «Сиротливый Запад», на мой взгляд, раскрыл его как серьезного и перспективного актера.
. Прочтение пьесы Федотовым как режиссером и сценаристом не лежит на поверхности. Трудно сказать, трагедию или комедию он предложил зрителям. В «Сиротливом западе» есть все: и мудрый федотовский юмор, и его лукавая усмешка, и трезвый реализм, и бездна мучительных размышлений о повседневности с ее разрушающей психику оголтелостью и вседозволенностью. МакДонах в одном из интервью признался: «Я хочу писать пьесы, которые бы немного встряхнули людей». Режиссер «Панночки» и «Мастера» поставил именно такой спектакль. Во время всего действия не покидало ощущение, что Сергей Павлович Федотов поставил спектакль о себе, своем театре, предателях-актерах и нашем сиротливом городе для того, чтобы хоть чуть-чуть разбудить и встряхнуть тех, кому он отдал пятнадцать лучших лет свой творческой жизни.
Маргарита Неугодова
«Московский комсомолец в Перми», 11 февраля 2004 года.