02.04.2004
Незаданные вопросы Сергею Федотову
Вопросы Сергею Павловичу Федотову, художественному руководителю пермского театра «У Моста», возникли давно и только ждали случая быть заданными. Случай никак не являлся, пока театр не объявил о премьере спектакля «Ночь перед Рождеством» по повести Н. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». После пресс-конференции Сергей Федотов согласился дать интервью для нашего еженедельника. Однако задать давно заготовленные вопросы известному режиссёру мне так и не удалось. Новости театра оказались намного интереснее. Накануне Сергею Федотову была вручена Чешская национальная премия им. Альфреда Радока за 2003 год. Премии «Золотой венец» была удостоена его постановка спектакля «Собачье сердце» М. Булгакова.
- Сергей Павлович, позвольте поздравить Вас с наградой. Но почему в ответ на шутливую просьбу журналиста на пресс-конференции примерить «Золотой венец» Вы сказали, что это опасно?
- Потому что лавровый венец — высокая ступень, на которую мне удалось подняться в этом году. Я человек суеверный. Если золотую корону надевать и собой в ней любоваться, то, на мой взгляд, можно поставить точку в развитии, в дальнейшей работе. Вот почему для меня процесс примерки кажется опасным. Так высоко я ещё не поднимался. Чтобы тому ангелу, который мне помогает, не было за меня стыдно, чтобы он не отвернулся от меня, я избегаю почивания на лаврах. Чешскую национальную премию «Золотой венец» я воспринимаю как аванс, как возможность продолжать работу. Тем более что и наш театр вступает в новый виток: мы стремимся к большей профессионализации.
- В Чехии Ваша деятельность не исчерпывается постановками. Вы являетесь профессором Пражской Театральной Академии, проводите семинары по актёрскому мастерству. Давно ли Вы сотрудничаете с чешскими театрами?
- В Чехию впервые я приехал 10 лет назад, и спектакль «Собачье сердце» — это моя десятая постановка. Чешская национальная премия им. Альфреда Радока за 2003 год вручалась в Дейвицком Театре в Праге. Именно в этом театре 10 лет назад я сделал свою первую постановку в Чехии — спектакль «Ревизор». В прошлом году Дейвицкий театр стал в Чехии Театром года. По традиции «Золотой венец» вручается в Театре года. Как видите, очень много совпадений, которые можно было бы назвать мистикой, как принято говорить о нашем театре.
- А театр «У Моста» оказался мистическим в результате влияния особенностей Вашей личности? Вы сознательно акцентируете внимание на мистике в своих постановках?
- На самом деле, это происходило постепенно, само собой. Мистические моменты всё чаще стали проникать и в спектакли. Позже наш театр окрестили мистическим. Хотя не могу сказать, что я сознательно к этому стремился. Играет роль и выбор авторов пьес для постановок в театре. Мне всегда были интересны такие писатели, как Гоголь, Булгаков, Достоевский. Их произведения, как известно, насыщены мистикой. Когда театр «У Моста» только создавался, у меня не было вопросов, какой спектакль выбрать для постановки. Это была пьеса «Дракон» Евгения Шварца. В каждой из последующих постановок присутствовал тот оттенок мистического, который был характерен стилистике данного автора. Кто-то однажды сказал о нашем театре, что у нас «в каждом спектакле гробики». Но, естественно, каждый зритель воспринимает происходящее на сцене по-своему.
- Представляя на пресс-конференции действующих лиц и исполнителей в новой постановке театра «У Моста» «Ночь перед Рождеством», Чёрта Вы назвали главным. Почему?
- Именно Чёрт у Гоголя является тем персонажем, который влияет на ход событий, закручивает историю повести. Поэтому он, конечно, главный. Знаете, на определенном этапе развития театра к нам наносили визиты различные колдуны, маги, экстрасенсы. В конце концов, они и вывели формулу театра как мистического. Не обошлось и без нумерологии: мне объяснили, что судьба связана с числом рождения. Если в числе рождения человека есть три единицы, он выходит из рамок того, что принято называть обыкновенным, такая личность не похожа на других. В моей дате рождения единиц оказалось пять.
- Сергей Павлович, мистика и обсуждение подобных тонких вопросов Вам помогает или мешает?
- Конечно, помогает. Я просто так живу. Театр по своей сути очень трудное дело, особенно в нашей стране. И не раз бывали безвыходные ситуации, ставящие под угрозу дальнейшее существование театра. В последнюю секунду всегда находился выход.
- Как Вы себе это объясняете обычно? Почему так происходит?
- Я всегда себя чувствовал так, будто есть звезда, ангел или некая другая сила, которая помогает мне. Только после смерти моей мамы я понял, что именно она всегда была и продолжает оставаться моим ангелом-хранителем. Она умирала, когда я работал в Чехии над постановкой двух спектаклей одновременно. Это был очень трудный период моей жизни. Работа — репетиции по 9 часов каждый день в двух театрах — сопровождалась ежедневными международными звонками домой, волнением о состоянии здоровья мамы. Именно эти два спектакля – «Собачье сердце» и «Идиот», над которыми я работал тогда, попали в номинацию «Лучший спектакль года» по итогам национальной премии за 2003 год. Поэтому оба спектакля посвящены маме, и «Золотой венец» для меня — награда особенная.
- В понятие мистического каждый человек вкладывает своё значение. Что есть мистика для Вас?
- Как правило, говоря о мистике, люди подразумевают дьявольское вмешательство потусторонних сил. Для меня же это связь с инфернальным миром, существующим параллельно с нашей реальностью. Там есть и светлые силы, и темные, и высшие, и низшие.
- Сергей Павлович, Вы окончили семинар Марка Захарова. Какова его роль в Вашем становлении как режиссёра?
- Из современных режиссёров Марк Захаров мне очень близок. В большей степени на мою работу оказал влияние, возможно, Анатолий Эфрос. Также авторитетным для меня является имя Эймунтаса Некрошуса.
- Почему Вы ставите спектакли в других театрах только за границей и предпочитаете камерную обстановку театра «У Моста»?
- Меня очень часто приглашают для постановок спектаклей в других театрах, но я редко откликаюсь на такие предложения в России, потому что большая театральная машина любого академического театра не даёт возможности сконцентрироваться на творческих вопросах и заниматься поисками театрального языка. Театр — это большой завод, поэтому людей, работающих на заводе, трудно увлечь какой-либо идеей. В маленьких театрах это возможно. Например, я делал постановки в Челябинске, в Киеве в театрах, сходных по масштабам с нашим театром «У Моста». За рубежом я отваживаюсь на эксперименты: из двадцати постановок в Польше и Чехии только два или три театра были камерными, остальные — большие, традиционные. Кроме того, за границей я имею возможность ставить свои условия, и театры идут мне навстречу. В каждом спектакле мне интересно заниматься поиском нового, оригинального, а наилучшие условия в России для этого существуют только в небольшом по масштабам театре.
- Чем обусловлен Ваш выбор пьес для постановки на сцене театра «У Моста»?
- Я ничего никогда не выбираю, всё происходит само собой. Конечно, я регулярно читаю пьесы, но время для каждой из постановок никогда не планирую, не просчитываю ничего на десять лет вперёд. Есть спектакли, о которых я знаю, что когда-нибудь обязательно поставлю их. Я думаю о постановке таких пьес, как «Макбет», «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана и «Замок» Кафки. Но когда придёт время для работы над ними, никто пока не знает.
Мария Тапанова
«Мой город Пермь», 2 апреля 2004 г.