09.10.2003
Мистика бессмертна
«15 лет с мистикой» — под таким девизом провел свои юбилейные вечера пермский театр «У Моста». И уже этим, можно сказать, поставил вопросы. Например: исчерпана ли инфернальная тема или она несет в себе массу возможностей для развития? В юбилейные дни не раз слышал эти вопросы от поклонников «У Моста». К коим принадлежу и сам.
Самым первым спектаклем, который мне довелось увидеть здесь, была «Женитьба». Сейчас уже всем ясно, что Гоголь — прежде всего мистический писатель. Тогда же, в 1992-м, для многих такая трактовка была настоящим новаторством. Спектакль театра «У Моста» выпадал из привычных, устоявшихся рамок. Агафья Тихоновна, совсем как Светлана Жуковского, гадала по свечному огарку Подколесин, разбивая ненароком зеркало, произносил такой монолог, что становилось ясно — скоро наступит его смерть, а бес Кочкарев в финале проваливался под землю.
Без бесовских наваждений не обошлись, казалось бы, невинные «Игроки», «Ревизор» и «Брат Чичиков». Что уж говорить о «Панночке», ставшей сценическим ужастиком, «черном» «Звере», или «Драконе», создающем среди публики эффект самого настоящего шока.
Но времена меняются, и, казалось, театр меняется вместе с ними. На сцену вышли «Три сестры», сделанные вполне по Станиславскому, появился «Гамлет», где было больше средневекового площадного действа, чем обычной мистики. На их фоне выделялся увиденный зрителем в 1999 году спектакль «Мастер и Маргарита» воспринимавшийся как пик того самого мистического направления. Каждый сценический «наворот», традиционно отличающий режиссуру Сергея Федотова, в «Мастере» был использован на все сто процентов. Появление актеров в самых неожиданных местах, загробные реплики, игра с «четвертым измерением», когда задник то оттесняет актеров едва ли не в зрительный зал, то сам сдвигается вглубь сценической коробки, и многое-многое другое. По мнению художественного руководителя театра Сергея Федотова, мистическое направление неисчерпаемо. Практически вся русская классическая литература построена на мистике. И «У Моста» не думает расставаться с ней.
Репертуар недалекого будущего только подтверждает эту тенденцию. В нынешнем сезоне ожидаются целых две премьеры по Достоевскому: «Село Степанчиково» и «Один день из жизни Мордасова» (постановка по «Дядюшкиному сну»). Раздолье для экспериментов?
Лично для меня, театр «У Моста» останется мистическим навсегда. С точки зрения впечатляющих эффектов: постоянно попахивает серой, а во тьме горят то ли глаза, то ли головешки из печки. Но есть ведь и другое. Мистика символическая (Блок). Мистика человеческих отношений (Чехов). Мистика абсурда (Даниил Хармс). Мистика романтическая (Александр Грин). Мистика сатирическая (Свифт, если угодно). Список бесконечен. А значит, театру «У Моста» есть что ставить еще долго.
Алексей Мелентьев
«Звезда», 9 октября 2003 г.