27.07.2001
Артистам нужна любовь
Театр «У Моста» прочно прописался на одном из крупнейших театральных фестивалей Европы «Театры европейского региона». Фестиваль проходит в Градце Кралове в седьмой раз и явно стремится стать «чешским Авиньоном». В этом году в нем участвовали 24 театра из 12 стран: Франции, Германии, Австрии, Японии, Голландии, Великобритании, Дании, Венгрии и других. В основной программе фестиваля было показано 60 спектаклей, а в программе «ОФФ» — еще восемьдесят.
Наш театр «У Моста» приглашается на фестиваль уже в пятый раз. Причем в отличие от других участников фестиваля, ему дается право показать две премьеры и сыграть их по два раза. Сторонние наблюдатели (в прошлом году с театром на фестивале побывала театральный критик Светлана Козлова, а в этом году — главный специалист департамента искусств и культуры областной администрации Софья Ляпустина) в один голос утверждают, что ни один театр не имеет на фестивале такого успеха, как наш. Спрашивать о причинах такого успеха у самого руководителя театра мне показалось некорректным. Так что этот вопрос я адресовала Софье Ляпустиной. И вот что она ответила:
«Очень многие спектакли европейских театров холодноваты и рациональны. В них много режиссерской изобретательности, есть концептуальность. А для многих театр — это вообще только способ самовыражения. К чувствам зрителя спектакли пробиваются редко. Федотов же в своей режиссуре удивительно органично сочетает принципы русского психологического театра (не случайно он ведет в Пражской театральной академии семинар актерского мастерства по творческому методу Михаила Чехова — прим. авт.,) с европейским владением техникой и формой. Я могу подтвердить: такого фантастического приема, какой устроила публика нашему театру на фестивале, не было. После „Хапуна“ зрители действительно аплодировали 15 минут».
Мы сидим втроем с художественным руководителем театра Сергеем Федотовым и директором Мариной Зориной в их крошечном кабинетике и говорим о фестивале, о спектаклях, о Чехии.
Смотрим фотографии и я замечаю, какие свободны лица у наших артистов, как они красивы, раскованны. В Перми они совсем другие. Может потому, что артистам как никому нужна любовь?
С.Ф. — Конечно, они чувствуют себя в Чехии любимыми, нужными. Мы — единственный театр, который представляет Россию. Не все приживаются на этом фестивале. Вы знаете, мы начали заниматься визами за месяц до поездки. Виза стоит тридцать долларов. Нам сложно было найти почти шестьсот долларов, начались проблемы, заминки. Я позвонил директору фестиваля Ладиславу Земану, и он мне через десять минут переслал по факсу нужные документы. Он был в ужасе оттого, что мы можем не приехать. Оказывается. билеты на наши спектакли были проданы уже два месяца назад. Нас попросили дать дополнительный спектакль для театральной общественности города — многие не смогли достать билеты.
М.З. — Меня предупредили, что сидеть на своем спектакле я смогу только на ступеньках.
Т.Т. — Я думаю, ваше директорское сердце в этот момент должно было ликовать! Это же сладкий миг: директору театра не нашлось места в переполненном зале.
М.З. — Мне, правда, и в нашем родном здании частенько не находится места в зале. Но здесь меня это не радует.
Т.Т. — Сергей Павлович, понятно, что успех вашего коллектива в Чехии обеспечили прежде всего вы. Вас знают, вы постоянно ставите спектакли в Чехии и Польше, только в этом сезоне две чешские премьеры — «Чайка» и «Три сестры». Что вас так привлекает в чешских актерах?
С.Ф. — Их удивительная работоспособность и мобилизованность. Кроме того, в Чехии не разорвано театральное пространство, как у нас. Актеры играют в разных городах, театральные критики ездят по всей стране и смотрят все интересующие их премьеры. В одном спектакле можно собрать мощные художественные силы. Конечно, все это привлекает.
М.З. — А я поняла, почему Федотова так часто приглашают на постановки. У него на первом месте актер. И это очень важно. Во многих очень интересных театральных проектах, которые я увидела, много внешних
эффектов, красивые костюмы, свет, много изобретательности, но актеры нигде не работают так, как у Федотова. Все-таки русская психологическая школа сильнее.
Т.Т. — Помимо фестиваля на гастролях в Праге вы показали свои уже знаменитые спектакли: «Панночку» и «Женитьбу». Каковы результаты?
С.Ф. — Нас пригласили на гастроли во Францию и Голландию.
М.З. — Другой вопрос, поедем ли мы? В этом году нам помогли финансово департамент искусств и культуры администрации Пермской области и администрация города. За что им огромная благодарность.
С.Ф. — Пражские газеты очень подробно осветили наши гастрольные спектакли.
Т.Т. — Да, заголовки статей впечатляют: «Ожидание Федотова», «Феномен театра «У моста», «Мистификация русского режиссера». Целые газетные страницы отданы театру. Мне кажется, феномен заключается еще и в том, что за рубежом ваше творчество и ваш театр ценят больше, чем на родине. Это касается не только вас. Наша провинциальная косность ни за что не позволяют по достоинству оценить свое. Ну и, конечно, «нет пророков в своем отечестве».
М.З. — (Мрачно). Нам срочно нужна реконструкция здания, а дело не движется. Наконец, Пермской Думой принято решение о начале реконструкции в этом году. Но на сегодня еще не решен вопрос о выделении средств на нее из бюджета развития. А если мы не попадем в бюджет развития, то идея реконструкции будет похоронена. Никто вроде не возражает. Но никто и не хочет помочь. Хотя таким театром, saK наш, можно было бы гордиться!
Т.Т. — Ну, положим, зритель-то и в Перми годами не может попасть в ваш театр. А волокита… Ну что ж, к этому в России не привыкать. А вот какой опыт Градца Кралова мог бы быть нам полезен? Ведь город небольшой по нашим масштабам, а держит такой серьезный фестиваль?
С.Ф. — В городе есть лучшая в Чехии школа с театральным уклоном. Ее выпускники часто становятся студентами театральной академии в Праге. При школе существует театр «Еслички» (по-нашему «Ясельки»), в нем играют 300 или 400 учеников. Среди них есть и профессиональные актеры — их человек 10—15. Там ставят профессиональные режиссеры, работают композиторы и художники.
«Еслички» имеют спою публику, свою театральную элиту. В Чехии вообще какой-то театральный уклон чувствуется везде. Не забывай- те, их президент Вацлав Гавел -известный драматург, министр культуры Павел Достал — режиссер по образованию. А в самом Градце Кралове председатель департамента культуры Александр Грегор в «Трех сестрах» играл Федотика и когда-то ставил «Трехгрошовую оперу».
Т.Т. — Ну, у нас в России министр культуры Михаил Швыдкой тоже бывший театральный критик. Президенты, правда, с театральным образованием пока не попадались. Но вот идея: а не пригласить ли вам на какую-нибудь роль Алексея Васильевича Родина? Я и пьесу под него найду. Мужчина он крупный, представительный, помучается на вашей крошечной сцене — авось и поможет с реконструкцией? Но это все шутки. А что вы намереваетесь ставить в будущем? Откройте читателям «Пермских новостей» самый- самый «гвоздь».
С.Ф. — Открываю: программным спектаклем сезона будут «Три сестры» Чехова. Про все остальное пока умолчу.
М.З. — Сергей Павлович, я таилась, скрывала, а вдруг вы передумаете?
Т.Т. — Нет уж, теперь мы ему не дадим передумать. Раз Федотов уже поставил в Чехии два чеховских спектакля, значит, он взялся за Антона нашего Павловича всерьез. А что вы собираетесь делать с пополнением театра? Самый молодой театр в городе испытывает серьезную потребность в молодых актерах, не парадокс ли?
С.Ф. — Не парадокс! Время летит незаметно. Наконец-то мы договорились с ректором института искусств и культуры А. Маляновым о том, что в этом году мы набираем актерский заочный курс для нашего театра. Руководителем курса буду я. На бюджетной основе будет набрано 12 человек, а 3 человека — на коммерческой. Я считаю, что это порочная система — учить актеров «вообще». Вот они многие и не работают по специальности. Я хочу учить по своей системе, у меня есть педагогический опыт в Пражской театральной академии. Молодежь для своего театра я хочу подготовить сам. Сто пятьдесят человек уже прослушаны.
Т.Т. — Дорогие таланты! Те, кто уже отравлен воздухом кулис, те, кто готов работать и учиться до изнеможения, чтобы выйти в будущем на сцену пермского театра «У моста», приходите сегодня, 27 июля, на консультацию и прослушивание в театр. У вас еще есть шанс!
Беседу вела Татьяна Тихоновец
«Пермские новости», 27 июля 2001 года.