Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

28.12.2012

«На лицо ужасные, добрые внутри»... Как выяснилось, еще и не бедные

27 декабря в Пермском Театре «У Моста» состоялась пресс-конференция, посвященная первой в России премьере спектакля «Франкенштейн», а также подведению итогов уходящего года.

Театральная арифметика

2012 год стал для Театра «У Моста» очень продуктивным: пять премьер, 11 фестивалей (в том числе «Золотая маска», фестиваль лучших спектаклей России), большое количество Лауреатских дипломов и наград, а по версии журнала «Форбс» театр вошел в десятку лучших театров России. Работа художественного руководителя театра Сергея Федотова была отмечена Премией Правительства РФ им. Ф.Волкова. Кроме того, летом в театре сделали ремонт, и на протяжении последних шести месяцев новый интерьер залов в стиле барокко не перестает вызывать восхищение у зрителей.

О финансовых и «олимпийских» достижениях коллектива рассказал Сергей Федотов: «Многие удивляются, а злые языки говорят, что играть по четыре спектакля подряд — это эксплуатация артистов. Но я хочу сказать, что мы играем так много не только из-за того, что нам нужны деньги на новые постановки и частые поездки на фестивали. Таким образом мы зарабатываем на серьезные надбавки к зарплатам артистов, и это еще очень хорошая школа актерской игры. А самое главное, что многие актеры относятся к этому, как к неким соревнованиям, олимпийскому рекорду. Например, Александр Шаманов, он играет в спектакле „Дракула“ роль Рэнфилда, и у него есть дублеры. Но он так ревностно относится к своей роли, что требует, просит, даже умоляет во время наших субботних полночных марафонов играть все четыре спектакля подряд. Дублерам приходится просто выпрашивать у него возможность сыграть хоть в одном спектакле. А Владимир Ильин очень любит играть по три „Панночки“ в день. А играет он в этом спектакле уже 24 года.

Все знают, что у нас в театре самые большие зарплаты у артистов. Могу сказать, что ведущие артисты уже давно получают по 40-50 тысяч в месяц. А в декабре около 10 артистов нашего театра получили вместе с премией по 100 тысяч, а пара ведущих актеров — по 150 тысяч рублей. И это несмотря на небольшое бюджетное финансирование, которые составляет всего 26 млн рублей в год . Более того, мы один из немногих театров, который организовывает для своих артистов ежедневные бесплатные обеды. Также за счет театра мы снимаем квартиры, в которых живут актеры, и платят они только за электричество. При этом мы свой финансовый план постоянно перевыполняем. Например, в 2011 году мы сыграли 618 спектаклей и заработали 28 млн.186 тысяч, а в 2012 году мы уже сыграли 625 спектаклей и заработали 34 млн 118 тысяч рублей. Получается, при бюджетном финансировании в 26 млн рублей мы заработали 34 млн., что в мировой театральной практике встречается очень редко».

Мастер не боится экспериментов

Театр держит планку во всем: ежегодный проект «Рождественские встречи» обещает, как всегда, удивить своих зрителей — показать впервые в России премьеру спектакля «Франкенштейн». По роману Мэри Шелли создано более 20 кинофильмов, однако театральных постановок, по крайней мере в России, еще не было. Но для Мастера невозможного нет — вслед за «Дракулой», который уже пять лет идет при полных залах, на пермской сцене рождается новая невероятная и очень сложная для театральной постановки фантастическая история.

«Мы рады, что у нас есть такой проект как „Рождественские встречи“, где можно воплотить в жизнь разные безумные идеи. Мы долго готовились и сделали самый дорогой в истории Театра „У Моста“ спектакль», — рассказывает Сергей Федотов.

На постановку «Франкенштейна» потрачено миллион рублей. (Для сравнения, средняя стоимость премьерного спектакля в театре «У Моста» составляет 300 тысяч рублей). Театр закупил специальные компьютеры, проекторы, генераторы дыма и снега, лазеры и прочую дорогостоящую аппаратуру. Для спектакля сшили более 100 исторических костюмов, а декорации способны поразить самого искушенного зрителя. На небольшой сцене удалось воплотить все эпизоды романа с размахом поистине кинематографическим: сцена шторма, бал во дворце и лаборатория Франкенштейна — все выглядит настолько реалистично, благодаря новой технике и фантазии постановщиков, что еще раз можно убедиться, что в театре многие вещи бывают сильнее, чем в кино. При этом спектакль не превратился в концертное шоу, отмечает художественный руководитель и режиссер. Театр благодарит Департамент культуры и молодежной политики Перми и лично В.М.Торчинского за помощь в частичном финансировании этого проекта.

Сергей Федотов: «проект оказался очень востребованным зрителями. Билетов только на «Франкенштейна» продано уже на 3 миллиона рублей. Получается, что мы еще не сыграли премьеру, а уже «отбили» все свои затраты на постановку«.

По мнению режиссера, в романе много глубоких тем: борьба со смертью, любовь, желание человека поспорить с Богом, а главное — внутренняя красота души. Ведь изначально монстр не был жестоким, он родился чистым как ребенок, а жестоким, страшным и ужасным его сделали люди, которые не приняли его из-за внешности, стали гнать, бить и разбудили в нем зверя. По традиции Театр «У Моста» предложит зрителю свою оригинальную версию «Франкенштейна», отличную от романа и голливудских фильмов и по жанру, и по сюжету. «Может быть, какие-то моменты в нашем спектакле будут выглядеть смешно, но мы не боимся, потому что жанр фэнтези позволяет делать различные вещи: где-то смешные, даже пародийные, где-то страшные; совершать полеты в иную реальность, открывать новые стороны мистического пространства», — считает Мастер.

Пожертвовать собой ради конечного результата пришлось всем трем исполнителям роли Монстра — Владимиру Ильину, Александру Шаманову и Илье Рубанову. Молодой актер Илья Рубанов впервые в жизни побрился налысо. «Еще вчера он был очень симпатичным молодым человеком», — шутят коллеги. Александр Шаманов кроме волос лишился веса и прекрасно отточил свою мускулистую фигуру, разработав личную систему голодания по хатха-йоге. А Владимир Ильин вырвал два передних зуба. Также актер придумал особый грим для своего персонажа — лица актеров перетягиваются шпагатом, что дает эффект швов.

Артисты уверяют, что в «шкуре» монстра они чувствуют себя прекрасно. «Ты воспринимаешь мир как обычно, — рассказывает Александр Шаманов, — но, подходя к зеркалу, видишь себя совершенно иным, иногда даже пугаешься. Смотришь на себя по-иному и начинаешь придумывать свой какой-то новый мир».

«Человек, которого я играю, содержит в себе очень много нежности и любви. Да, он убивает, но это потому, что его обманывают, предают. Премьера случится уже через два дня, и это очень волнительный момент для нас всех. Потому что никогда невозможно предсказать реакцию зрителя», — делится актер Владимир Ильин.

Уже 29 декабря в Театре «У Моста» состоится российская премьера спектакля «Франкенштейн» в постановке Сергея Федотова, а вместе с ней начнутся и «Рождественские встречи». Здесь обязательно будет комната ужасов, экскурсии по театру, и невероятные сюрпризы для зрителей.