Театр у моста - О театре
 
Пермский Театр «У Моста» E-mail: umosta2007@mail.ru

О театре

Театр у моста » О театре

Авторский Театр «У Моста», созданный в 1988 году Сергеем Федотовым, буквально взорвал театральную ситуацию Перми яркими, нестандартными спектаклями. Первоначально свое имя театр получил благодаря соседству с Камским мостом, но постепенно словосочетание Театр «У Моста» становится знаком, выражающим его художественную концепцию. Постановки Федотова являются, по сути, мостом между реальным и потусторонним, бытовым и мистическим, сознательным и интуитивным.

Исключительность художественного метода театра «У Моста» в том, что он  направлен на развитие традиций великого русского психологического театра, обогащенного открытиями школ Михаила Чехова и Ежи Гротовского, то есть системами, направленными  на развитие психофизики актёра, его способности работать с внутренней энергией и своим подсознанием.

Неслучайно, Театр для выражения собственной эстетики придумал слоган: «У Моста» – Мистический Театр, в котором все реально, и Театр Реальный, где все Мистика.

Мистика в данном случае становится  метафорой художественного метода, целью которого является поиск способов воплощения  на сцене глубинного, незримого, относящегося к сфере человеческого подсознания. 

Мистический мир в театре «У Моста» во многом создается и благодаря особым литературным пристрастиям. Основной круг авторов, так или иначе, связан с мистикой (Н. Гоголь, М. Булгаков, Ф. Достоевский, У. Шекспир, Б. Стокер). А самое главное, в этом театре не ограничиваются постановкой одной пьесы автора, чаще всего возникают трилогии или даже  циклы. Такой подход открывает возможность досконально исследовать и проникнуть в самую суть авторского мира, уникальной авторской логики со всеми её парадоксами и загадками. 

Театр «У Моста» является первооткрывателем в России ирландского драматурга Мартина МакДонаха. Спектакль «Сиротливый Запад» был показан в Москве на фестивале «Золотая Маска-2008» среди лучших спектаклей России. А в 2010 году театр стал Лауреатом «Золотой Маски» за спектакль «Калека с Инишмана».  Анатолий Смелянский, председатель Жюри, ректор Школы-студии МХТ им.А.П. Чехова, профессор, вручая на церемонии Сергею Федотову награду, сказал, что вручает в действительности совершенно особую премию: «Первая Специальная Премия Жюри присуждается Пермскому театру «У Моста», театру, который основал и 22 года ведет Сергей Федотов. Это театр с потрясающим репертуаром, Театр, который на протяжении двух десятилетий занимается русской и мировой классикой, который ставит самые сложные пьесы мирового репертуара и  представляет не только прекрасный репертуар, но и прекрасных актеров. Этот Театр – Художественное Явление, это некий Маяк, это Поддержка русского психологического театра».

Авторский театр  С. Федотова успел  принять участие в 155 театральных фестивалях.  Гастролировал в Индии, Австрии,  Германии, Польше, Чехии, Болгарии,  Египте, Косово, Украине, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Боснии и Герцеговине, Македонии, Словакии, Венгрии, Грузии, во многих городах России и Ближнего зарубежья: Москве, Сочи, Кузнецк, Санкт-Петербурге, Минске, Риге, Таллин, Прага, Градец-Кралове, Киеве, Николаеве, Севастополь, Львове, Нальчике, Екатеринбурге, Омске, Челябинске и многих других. 

 

МИССИЯ ПЕРМСКОГО ТЕАТРА «У МОСТА»

Пермский Театр «У Моста» – авторский театр, сохраняющий и продолжающий лучшие традиции русского психологического театра, а также совмещающий в себе идею репертуарного театра и театра-лаборатории.

Репертуар строится на  сочетании лучших образцов русской и европейской классики, новейшей российской и зарубежной драматургии, а также театральных постановок и проектов, созданных на стыке разных жанров.

-     В классическую часть репертуара входят: Гоголевский цикл («Игроки», «Женитьба», «Ревизор», «Панночка», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Башмачкин»),  Булгаковская триада («Мастер и Маргарита», «Зойкина квартира», «Собачье сердце»), Шекспировская трилогия («Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь»), спектакли по пьесам А. Островского «Свадьба Бальзаминова», Г. Квитко-Основьяненко «Шельменко-денщик»,  А. Чехова «33 обморока», «Чайка», Н. Эрдмана «Самоубийца»,  К. Гольдони «Трактирщица», М. Горького  «На дне», Ф. Достоевского «Идиот»

-     Современная драматургия представлена постановками МакДонаховского цикла («Безрукий из Спокэна», «Калека с Инишмана», «Красавица из Линэна», «Сиротливый запад», «Череп из Коннемары», «Лейтенант с Инишмора»), спектаклями по пьесам М. Мюллюахо «Паника», Р. Фамиляри «Запах», О. Богаева «Сансара», Н. Коляды «Курица».

-     Музыкальные постановки рок-опер  «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось» А. Рыбникова заняли совершенно особое место в репертуаре театра.  Они позволили Театру освоить вокал и хореографию как еще одну составляющую для поисков новых форм театра. Постановка «Дракулы» Б. Стокера вышла за рамки просто репертуарного спектакля, открыв для Театра опыт интерактивного, гиператмосферного действа, в котором зритель буквально становится полноправным участником истории, путешествующим по подземельям замка графа Дракулы.

Театр «У Моста» планирует расширять свой репертуар, последовательно развивая каждое из направлений. Такой принцип строения репертуарной политики способствует, во-первых, развитию творческого метода Театра энергии, атмосферы и  острого психологизма, во-вторых,  лабораторному постижению художественного мира того или иного автора, в-третьих,  поиску и изобретению нового театрального языка, новых принципов и техники актерского существования на сцене. 

Особо нужно подчеркнуть значимость мистической темы в выборе авторов и произведений для постановок. Мистика, с одной стороны, становится выразителем  особого мировоззрения театра «У Моста», культурно-философского осознания  роли человеческого «я» в миропорядке, осмысления категорий судьбы, предопределенности, власти над человеком неких сверхсил. С другой стороны, мистика – это метафора художественного метода, авторского преломления системы психологического театра. Это развитие умений актеров языком театра воплощать на сцене глубинное, относящееся к сфере человеческого подсознания.

Театр «У Моста» активно развивает два  главных направления в своей практике, это   показ спектаклей  репертуара на основной площадке, и насыщенную фестивальную деятельность. Возможным это становится именно потому, что «У Моста» изначально ставил перед собой задачу опровержения расхожего мифа о том, что Театр-лаборатория не может стать Театром для широкого зрителя. В театре «У Моста» репертуарные спектакли создаются и существуют в логике театральной исследовательской лаборатории и в то же время оказываются интересными не только простым зрителям, но и профессиональной театральной  публике, практикам и теоретикам театра.             

Театр выезжает в фестивальные поездки  обычно по 10-12 раз в сезон, при этом на «домашней» сцене играется по 50-70 спектаклей в месяц и выпускается 6-7 премьер в год. Театр обеспечивает доступность своих спектаклей для зрителей: действует система скидок на билеты для студентов и необеспеченных слоев населения. Практически ежедневно играются дневные спектакли для молодежи.

Фестивальная деятельность – неотъемлемая часть жизни  театра, необходимое условие его эстетического развития, адекватной оценки собственного художественного метода и роли в современном театральном процессе. Режиссер театра Сергей Федотов постоянно ведет на фестивалях семинары и тренинги актерского мастерства по системе М. Чехова.

Для актеров театра постоянно организуются циклы просветительских мероприятий в работе над новыми спектаклями: тренинги, лекции, кинопросмотры, встречи со специалистами в разных областях знания.