Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

22.06.2018

Театр. Сергей Федотов

Самый мистический режиссер Перми, основатель и художественный руководитель театра «У Моста» продолжил в этом году знакомить зрителя с русской классической драматургией: на сцене театра были представлены «Васса» Максима Горького и «Головлевы» Салтыкова-Щедрина с характерным погружением зрителя в атмосферу произведений. Признанный в России и за рубежом за наиболее точное прочтение пьес Мартина МакДонаха, режиссер с труппой побывали с гастролями в Ирландии, Москве и с мастер-классами в Пекине.

Перед каждым спектаклем вы выступаете с присказкой: «Мужчина спросил у своей жены: «Это кто выступает?» «Это Сергей Федотов». Откуда она взялась?

Это совершенно реальная история. Всегда стараюсь рассказать всем о том, что происходит в театре, потому что наш театр живет очень интересной жизнью, и я лично всегда попадаю в такие неординарные ситуации. И это одна из них. Когда я интересные вещи какие-то рассказываю, люди увлекаются, и мужчина, который в зале сидел, очень увлекся и так громко спросил у своей жены, что это за дядька, что весь зал услышал и долго смеялся.

Чем особенен для вас тридцатый сезон театра «У Моста»?

Это очень важный сезон, юбилейный. Театру «У Моста» 7 октября исполнится 30 лет. Когда в 1988 году я этот театр задумывал, вообще даже не подозревал, что столько можно прожить, потому что Константин Сергеевич Станиславский, наш великий гениальный реформатор и режиссер, говорил, что новый театр может жить десять лет.

Этот сезон важен еще тем, что я как бы подвожу итоги своей жизни, своего главного дела. В начале своего пути я решил, что сделаю лучший в мире театр. И сейчас в тридцатом юбилейном сезоне я могу сказать, что большее количество задач, которые делают театр «У Моста» лучшим в мире, выполнены. Мы единственный театр в мире, который поставил все восемь пьес Мартина МакДонаха и уже дважды провел фестиваль Мартина МакДонаха. Мы единственный театр в мире, который имеет такой мистический репертуар – в каждом спектакле театра «У Моста» есть мистика, ведьмы, трупы, мертвецы. Есть театры, которые часто ставят Шекспира или Достоевского, но нет в мире ни одного театра, который имел бы такой репертуар, как «Дракула», «Франкенштейн», «Панночка», «Мастер и Маргарита», Шекспировские «Макбет» и «Гамлет». Также в театре «У Моста» есть единственный в мире проект «Полуночный марафон», где одна труппа играет четыре спектакля подряд. Ну и естественно, мы единственный театр в мире, который играет такой плотный репертуар – до 60 спектаклей в месяц.

Мы театр-лаборатория. Мы постоянно идем по дороге исследования, каждый день у артистов проходят тренинги по речи, вокалу, пластике, ирландским танцам или йоге. Занятия проходят в начале рабочего дня, когда артисты входят в творческую форму, настраиваются, готовятся, они все с удовольствием посещают их.

В этом сезоне мы для себя открыли несколько новых стран: Грузию, Турцию, Ирландию. Тринадцать лет назад мы открыли для России ирландского драматурга Мартина МакДонаха, первые в России поставили пьесу «Сиротливый Запад», и тогда мы задумали поехать в Ирландию. И вот в этом году 13 февраля наша творческая группа из тринадцати человек вылетела в Дублин, а оттуда до главной точки нашего путешествия – города Голуэй, о котором писал МакДонах, и туда идет автобус под номером тринадцать. Тринадцать – счастливое число для театра «У Моста», когда оно вот так часто собирается подряд – возникает выброс энергии.

Изначально, когда вы задумывали этот театр, как самый лучший в мире, вы уже знали, что он будет мистический?

Конечно! Я сразу знал, чем будет отличаться мой театр от других. Когда я учился в институте, то уже тогда ставил мистические произведения: Блок «Незнакомка», отрывок из «Мастера и Маргариты». Каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу. Я для себя выбрал театр мистический, потому что я в этом понимаю, я это чувствую. Мне интересно заниматься мистическим театром, мне интересно удивлять зрителя, мне интересно зрителю открывать новые пространства и мне интересно заниматься магией.

Когда мы только открыли театр, к нам сразу потянулись всякие экстрасенсы, астрологи, колдуны белые, черные – все почувствовали здесь какой-то энергетический центр. И они нам сказали, что мы стоим на пересечении каких-то магических параллелей, поэтому у нас всегда будет удача, будут победы, мы всегда будем чувствовать, что мы исключительные. И еще те же астрологи сказали, что в моей дате рождения уже знак есть, потому что у меня пять единичек. Они сказали, что когда даже две единички в числе рождения встречаются, то человек уже необычный, а если пять, то значит, просто выдающийся человек. Поэтому все было предназначено.

Как относится ваша семья, что у вас в жизни всегда происходит мистика?

Очень хорошо. Во-первых, они все к этому привыкли. Во-вторых, они тоже начинают верить в знаки. Нужно просто внимательно смотреть вокруг себя, знаки есть у каждого, просто кто-то их не замечает, а если замечаешь, то тогда правильно себя ведешь. Старший сын у меня родился 13 июня, а младший еще того хуже, он родился 29 февраля.

А вы хотите, чтобы люди выходили от вас с ощущением, что произошло какое-то чудо или колдовство?

Нет, чудо. Конечно, чудо. В каждом моем спектакле заложен катарсис. После каждого спектакля, будь то комедия, трагедия или драма, зритель выходит со светлыми слезами на глазах, и катарсис всегда происходит. Бывает, что после «Гамлета» у нас не просто женщины плакали, мужчины прятали свои скупые слезы. Я никогда не ставлю спектакль так, чтобы он обрушивался на зрителя депрессией. У театра «У Моста» всегда сильные эмоции, но это эмоции светлые, эмоции надежды, любви. Каждый спектакль имеет нашу энергетику, и он зрителя заряжает этой энергией. И зритель очень долго помнит спектакль и эти ощущения, они в нем сохраняются, они его питают.

Необычная точка зрения, потому что люди, которые не были, например, на спектакле, у них ощущение, что тут такая тяжелая черная магия происходит.

Это очень классно. Потому что это, я бы так сказал, правильный ход Федотова как маркетолога. Я придумал театр мистический, я не побоялся, зная, что очень многие люди боятся магии и чертовщины. Именно благодаря этому идут всякие слухи про театр. Даже те люди, которые никогда не были в театре «У Моста», знают театр «У Моста», они знаю, что здесь ведьмы бывают и чертовщина. И правильный маркетинговый ход и то, что каждый спектакль театра «У Моста» это всегда огромный выброс эмоций, а наши артисты играют так, как в последний раз, именно поэтому идет очень мощная энергетика, поэтому мы запоминаемся.

Вы единственный в мире театр, который участвует в 10-15 фестивалях в год. Почему для вас это так важно?

Так не для нас это важно. Почему для нас это важно? Это потому, что все признали, что театр «У Моста» лучший. Не приглашают же на фестивали плохие театры. На фестивали приглашают самые лучшие театры, на фестивалях всегда самые лучшие спектакли показывают, и на фестивали все стремятся, потому что на фестивали приезжают разные театры из других городов и стран, и этот шлейф, который расходится с каждого фестиваля, он гораздо больше.

В последнее время я задаю такой вопрос, а кто в зале гость нашего города. Бывает минимум человек десять из разных городов и края, и России. Когда приезжаешь на фестиваль, веер информации и восхищения расходится по всему миру, благодаря этому за 30 лет у нас 166 фестивалей российских и зарубежных, более 200 гастролей и 5 евротурне.

Каждый фестиваль – это экзамен, это всегда борьба и всегда победа. На каждом новом фестивале мы приобретаем огромное количество людей, которые говорят, что, да, театр «У Моста» уникальный, что они ничего подобного не видели. Поэтому вопрос не так ставится. Нас любят, нас приглашают, и для каждого фестиваля престижно, когда приезжает театр «У Моста». Только что мы приехали с фестиваля «Золотая провинция», который проходил в Кузнецке и Пензе, и играли в театре драмы, где тысячный зал. Нас всегда приглашают с двумя спектаклями, на нас эти тысячные залы раскупаются в течение недели. Вот такой бренд театр «У Моста».

Для вас какой спектакль театра «У Моста» любимый?

Очень трудно сказать. Они же, как дети, родители никогда ведь не могут сказать, какой ребенок самый любимый. А у меня дети - это мои спектакли. Поэтому я могу сказать, что я люблю Булгакова «Мастер и Маргарита», я очень люблю спектакли МакДонаха, потому что они и смешные, и болезненные, и трагические, а потом я думаю, что все спектакли по Гоголю тоже очень любимы. Это все мои дети.

Лично себя с кем из мистических персонажей ассоциируете?

Я – Воланд. Я имею очень мощную энергетику, те же экстрасенсы это сказали, и все артисты говорят, что у меня очень мощная энергетика. Конечно, Воланд, потому что я часть той силы, что движет миром.

 

Анастасия Толкач

Журнал «ПРМ.СОБАКА.RU»