Театр у моста - 2015

2015


14.10.2015 Режиссер мюзикла «Гранатовый браслет»: Мы репетировали порой по 12 часов в сутки

Cпектакль «Гранатовый браслет» – творение трех женщин, очень разных, но, бесспорно, очень талантливых. Режиссер Алла Чепинога, композитор Лора Квинт, автор пьесы Ольга Клименкова создали музыкальную мелодраму, посвященную печальной и романтичной любви.

Пьеса «Гранатовый браслет» была написана специально для театра «У Моста». Драматург из Санкт-Петербурга Ольга Клименкова значительно расширила пространство повести, введя дополнительные сцены, используя при этом другие произведения Куприна, его письма и дневники. Едва намеченные писателем персонажи получили самостоятельную судьбу. Мимолетная эпизодическая роль квартирной хозяйки Желткова, которой в повести уделено практически два абзаца, раскрылась в диалоге с прислугой Лукерьей. Оказалось, что у этой постаревшей польской пани в юности тоже была страстная любовь, от которой она отказалась из соображений «благоразумия». И сейчас у нее остались только воспоминания об этом, наверно, единственном счастливом времени ее жизни. Может быть, поэтому, с пониманием отнеслась она к просьбе квартиранта повесить на образ Божьей матери гранатовый браслет.

Дань мистике, без которой не обходится ни один спектакль театра «У Моста», драматург отдала созданием сцены спиритического сеанса.

- Я читала в письмах жены Куприна, что писатель увлекался проведением спиритических сеансов, – рассказала Ольга Клименкова. – Но при этом он мистифицировал окружающих, представляя себя медиумом. И я постаралась передать иронию этой ситуации, показывая сеанс не напрямую, что смотрелось бы фальшиво, а через его восприятие двумя подслушивающими девочками. Но вот сам браслет несет в себе печать ясновидения – и это мистика в чистом виде. Обладание им, даже несмотря на то, что она отказалась от браслета, сделало Веру провидицей. Она поняла, что Желтков погибнет. И также, предугадывая будущее, говорит мужу: «Я ничего от тебя не хочу скрывать, но я чувствую, что в нашу жизнь вмешалось что-то ужасное».

В спектакле воссоздается эпоха дореволюционной, довоенной России. Атмосфера подчеркивается и сценой домашнего спектакля, какие были популярны в то время в дворянской среде. И здесь особо обращает на себя внимание постоянная включенность актеров театра «У Моста» в действие. В то время как на первом плане идет забавная инсценировка «Бахчисарайского фонтана», на которую устремлены глаза зрителей, остальные персонажи непрерывно живут своей жизнью: реагируют на игру домашних, пьют шампанское, флиртуют… На мой взгляд, это «фирменное» отличие театра «У Моста» от многих других, где актеры играют только в тот момент, когда им есть что играть.

- Мое знакомство с театром «У Моста» началось с того, что я не смогла попасть на его спектакль на фестивале «Золотой Витязь» в Москве, – улыбается режиссер Алла Чепинога. – Просто не было мест в зале. И я поняла, что это исключительный театр. А уж когда во время следующих московских гастролей пермяков я увидела, как зал аплодирует им стоя… Понимаете, пресыщенные столичные зрители, привыкшие в 9.15 бежать домой, даже после самого прекрасного спектакля, стояли и хлопали в ладоши, не отпуская актеров со сцены.

Работать с актерами «У Моста», как призналась Алла, было интересно, но необычно. Она репетировала с разными составами, порой по 12 часов в день. И, надо признать, что ее опыт оперного режиссера дал возможность по-новому раскрыться музыкальным талантам «мостовцев».

Музыку к спектаклю написала известный композитор Лора Квинт. Это ее вторая работа в Перми. В феврале этого года состоялась премьера мюзикла «Монте-Кристо. Я – Эдмон Дантес» в «Театре-Театр».

- Я благодарна судьбе, что два, не побоюсь этого слова, гениальных режиссера этого города полюбили мою музыку, – признается Лора Квинт. – Для меня это огромное счастье и радость. Потому что раньше, в советские времена, славилась пермская балетная школа, а сейчас это так престижно – быть поставленным в театре «У Моста» и в «Театре-Театре» у Мильграма. И у двух таких совершенно разных театров есть кое-что общее – они делают чувственные спектакли. Спектакли, которые бьют не на разум, а на чувства. И в которых поют все, независимо от вокальных данных, потому что поют душой и сердцем.

Главной музыкальной темой мюзикла стал романс «Гранатовый браслет» – нежная пронзительная мелодия. И, когда после завершения спектакля актеры вышли на поклон, Алла Чепинога взмахнула рукой, остановив аплодисменты, и вновь зазвучал этот романс:

«Мне не коснуться тонкого запястья,

На это у меня надежды нет.

И всё ж, не откажи, прошу принять на счастье

Подарок мой – гранатовый браслет».

Сначала мелодию тихо, почти про себя, подхватила Лора Квинт, за ней Ольга Клименкова, а потом запел весь зал – негромко, чуть слышно, но единодушно, подтверждая – спектакль состоялся.

 

Комсомольская правда, Елена Третьякова