Театр у моста - 2015

2015


24.08.2015 Авторский театр Сергея Федотова. Интервью журналу «National Business»

Сергей Федотов, режиссер, основатель и художественный руководитель Пермского театра «У Моста», рассказал National Business, как сделать театр успешным коммерческим проектом и о том, как классический репертуар стал уникальным

Сергей Павлович расскажите о себе. Как вы стали режиссером?

Когда мне было четыре года, в садике я получил роль зайца-дворника. Мама рассказывала, что сыграв в спектакле, я пришел домой и твердо заявил: «Буду актером!»

В школе для меня существовал только театр. Все эти годы я мечтал стать артистом. В Пермский институт искусства и культуры я поступил на режиссерское отделение, так как тогда у нас не было актерской кафедры.Все четыре года я учился на  режиссерском, планируя по окончании пойти работать в театр артистом. Знаки судьбы о том, что я должен стать режиссером пришли только на четвертом курсе, когда я ставил свой дипломный спектакль. Вот тогда я и понял, что мне мало одной роли, я хотел играть все! А режиссер в своем спектакле проигрывает все роли и создает новый мир, становясь на какое-то время творцом своей Вселенной.

Откуда это у меня — не знаю. Родители никакого отношения к театру не имели, отец — инженер-строитель, считал, что я должен пойти по его стопам. В результате я и стал строителем — построил театр. «У Моста» был создан в 1988 году в Перми, на берегу Камы у Камского моста.

В чем заключается уникальность театра «У Моста»?

«У Моста» — авторский театр. Во главе стоит авторская идея мистического театра. В моей жизни присутствует очень много мистики, поэтому и театр построил подобным себе. С детства я интересовался параллельным миром. Зачитывался ночами на чердаке «Страшными повестями» Гоголя, гадал на свечах и вызывал духов. Было и жутко, и увлекательно одновременно!

Еще в школе я прочитал всего Гоголя и Булгакова. Когда настало время открывать свой театр, знал, в чем будет заключаться его уникальность: я решил поставить всех русских мистических писателей. С первой постановки «Панночки» журналисты назвали «У Моста» мистическим театром.

Важно отметить, что «У Моста» — театр-лаборатория. Это подразумевает постоянный поиск чего-то нового: автора, сценического стиля, актерской техники. Каждый день у нас начинается с тренингов по пластике, сценической речи, актерскому мастерству, вокалу и др. Мы не останавливаемся на достигнутом, всегда готовы к поиску.

В своем активе мы имеем 20 названий, играем до 60 представлений в месяц, выпускаем в год по четыре-пять премьер и выезжаем на семь-восемь фестивалей.

Театр «У Моста» можно назвать успешным коммерческим проектом. Благодаря чему вам удалось этого достичь?

Я начал с создания собственной концепции и особой театральной стилистики. Главное — придумать оригинальную идею. Она должна родиться из души. До меня еще никто не придумал мистический театр. Это оригинальная идея. Но, кроме мистики, нужно было придумать еще и технологию. У нас — это соединение репертуарного театра и театра-лабораториии. В нашем репертуаре в основном классика. Но классика, увиденная через призму мистики. Авторский взгляд на классические тексты притягивает любого зрителя любой страны.

Сегодня о приобретении билетов в театр «У Моста» нужно заботиться заранее, хотя билеты у нас дорогие. Каждый сезон появляются новые спектакли, но есть и «долгожители», зрительская любовь к которым не угасает, например, «Панночка» и «Зверь» играются в театре вот уже 25 лет, «Женитьба» — 23 года, «Мастер и Маргарита» — 16. На эти спектакли люди ходят по несколько раз, так как каждое представление иное, мы продолжаем репетировать и менять рисунок спектакля даже после премьеры. Есть фанаты, которые смотрят один спектакль даже по 40 раз.

Следующий шаг к успеху — это запоминающееся название, которое нужно сделать брендом. Оно должно «звучать» и обладать смыслами. Я придумал «У Моста» из-за расположения театра на берегу Камы. Но мост — это еще и ключ к специфике нашего театра, мост между реальным и потусторонним, бытовым и космическим, живым и инфернальным. Каждый спектакль настраивает магический мост между сценой и зрительным залом.

По какому принципу вы подбираете репертуар?

Это звучит странно, но я не подбираю репертуар. Скорее он выбирает меня. В начале пути я декларировал, что мы будем ставить только классику. Скептики не верили, что театр может выжить на классическом репертуаре, а мы не просто выжили. Вот уже 27 лет у нас неизменные аншлаги. Именно классические постановки помогли театру «У Моста» обрести свой стиль, свое лицо.

Мистика в наших спектаклях заключается не только в тематике репертуара, а в том необъяснимом магическом процессе, когда каждый зритель в зале на время представления переносится в какое-то новое неведомое пространство, становится частью того мира, что создается нашими актерами на сцене.

Сергей Павлович, расскажите о гастрольной деятельности театра

Наш театр действительно является настоящим рекордсменом в этой области. За двадцать семь лет «У Моста» побывал на 142 международных и российских фестивалях, более 150 раз выезжал с гастрольными поездками. В этом сезоне у нас было десять международных фестивалей, 16 поездок с гастролями, мы посетили семь европейских стран.

Для нас гастроли и фестивали — это бесценный опыт, возможность играть в новом сценическом и культурном пространстве. Кроме того, фестивальные поездки крайне необходимы для того чтобы видеть актуальный театральный процесс и объективно оценивать свое место в сегодняшнем театральном мире, иметь возможность понаблюдать за собой со стороны, услышать реакцию тех, кто к нам не привык, тех, кто беспристрастен. В Перми у нас огромное количество поклонников, которые смотрят наши спектакли по нескольку раз, и поэтому у них часто теряется ощущение неожиданности, неизвестности, они заранее готовы к тому, что увидят.

Было бы интересно узнать о наградах и званиях, которые получил театр «У Моста»

Театр «У Моста» трижды Номинант и Лауреат Национальной премии «Золотая Маска», обладатель Гран-При XII Международного Театрального Форума «Золотой Витязь» и 35-и Гран-При зарубежных фестивалей, Чемпион Индийской театральной Олимпиады.

«У Моста» — первооткрыватель ирландского драматурга Мартина МакДонаха. Мы единственный в мире театр, на сцене которого поставлены все семь его пьес. «Сиротливый Запад» был номинирован на «Золотую Маску —2008» и  показан в Москве среди лучших спектаклей России. В 2010 году театр «У Моста» стал лауреатом «Золотой Маски» со спектаклем «Калека с Инишмана». В 2012 году мы получили эксклюзивное право первой постановки пьесы «Безрукий из Спокэна». Спектакль также стал номинантом «Золотой Маски—2012».

Кроме того, театр «У Моста» по рейтингу журнала Forbes входит в десятку лучших театров России!

Удалось ли воспитать своего зрителя, как мечталось в начале пути?

Удалось. Об этом говорят аншлаги на каждом спектакле в любом городе мира. Практически на все спектакли за рубежом приходят пермяки. Потому что мы любим своего зрителя. Каждой новой постановкой мы стремимся удивить нашего зрителя. Все спектакли театра «У Моста», несмотря на чертовщину и мистику, — жизнеутверждающие. А если на сцене слезы, то они только светлые.

Часто после наших представлений происходит катарсис — явление в театре очень редкое. Наши актеры умеют излучать энергию, создавать сильную атмосферу. Кроме того, зрители в каждом городе очень разные, со своим художественным опытом и ощущением. Для актеров умение «попадать», очаровывать, прочувствовать разную публику — это, пожалуй, самое важное.

Каждый спектакль для нас рождается здесь и сейчас, это контакт с живыми, сегодняшними зрителями.

Сергей Павлович, каковы ваши планы на будущее?

Я хочу сделать лучший в мире театр, и многое из запланированного уже осуществилось. За прошлый год мы сыграли 620 представлений и заработали миллион евро. Я не знаю другого такого театра, который самостоятельно зарабатывает больше, чем получает дотации от государства. В связи с мировым кризисом прекратилось большинство гастролей театров, в редких случаях выезжают с одним, редко — с двумя названиями. Этой весной мы играли в пяти Европейских столицах три разных спектакля, недавно вернулись с гастролей из Москвы, где показали четыре спектакля. Сейчас строим планы на новый 28 сезон, который по традиции будет таким же насыщенным и конечно же начнется с фестиваля.

National Business