Театр у моста - 2015

2015


06.03.2015 Сергей Федотов: Человек, который построил театр

Если спросить у любого пермяка, какой театр имеет отношение к мистике, с вероятностью в 99% он ответит не раздумывая ни секунды. Театр «У Моста» давно стал визитной карточкой нашего города, причем уже больше 20 лет он окружен мистическими событиями, совпадениями, знаками. Как начиналась его история? Какие успехи наиболее ценны? Об этом мы спросили неизменного художественного руководителя «У Моста» Сергея Федотова. 

Алёна: Сергей, расскажите о том, когда вы поняли, что хотите связать свою жизнь с искусством? Кем мечтали стать в детстве?
Сергей: Мама рассказывала, что когда мне было четыре года, в садике ставили какой-то спектакль, мне там поручили роль зайца-дворника, и после этого я пришел вечером домой и серьезно заявил, что буду актером. Я много внимания уделяю знакам. Театр "У Моста” – мистический в том числе потому, что мне были знаки, что должен быть именно такой театр, мне Гоголь снился, Булгаков... Мои родители никакого отношения к искусству не имеют, отец, инженер-строитель, считал, что я должен пойти по его стопам. Я и стал строителем: построил театр. "У Моста” был создан в 1988 году в Перми, на берегу Камы у Камского моста, я декларировал, что мы будем ставить только классику. Двадцать лет мы ставили одну классику. Критики не верили, что театр может выжить на классике, а мы не просто выжили – уже через год люди ломились на наши спектакли. И вот уже 26 лет у нас неизменные аншлаги.

Алёна: Как указано в источниках, театр создавался, как молодежная театральная студия. Расскажите об этом, о своих эмоциях, трудностях, о постановках.
Сергей: Моя молодость, дерзость и решительность положили начало первому мистическому театру России. Сначала мы назывались театр-студия "У Моста”. Мы Творили, Сочиняли, Колдовали, дневали и ночевали в театре и ровно через месяц выпустили свой первый спектакль. После вывешенного объявления о наборе в труппу театра «У Моста» (причем название театра появилось до рождения его самого), у здания ДК появилась толпа маргиналов, жаждущих хлеба и зрелищ! Студия была открыта на хозрасчетной основе. Начинающие артисты сразу получали хоть и небольшую, но зарплату. Маргиналов специально не отбирали, всем позволяли вложить «кирпич в общее дело»: пропуском на репетицию были 2 кирпича. Заброшенное помещение актового зала очень быстро превратилось в настоящее театральное пространство, в небольшой камерный зал на сто зрительских мест, который обустраивали днем и ночью между репетициями. 

Алёна: Почему вы решили создать именно «мистический» театр? 
Сергей: Я с детства обожал Гоголя. Помню, в деревне у бабушки ночами при керосиновой лампе зачитывался его «страшными» повестями. Особенно мне нравился «Вий». Далеко за полночь я дочитал этот рассказ и, взяв свечу, один забрался на чердак, чтобы представить себе все в «реальной» обстановке. В кромешной темноте сверкали «дьявольскими» глазами соседские кошки (собравшиеся на свой кошачий шабаш), шныряли какие-то неведомые существа, я, леденея от ужаса, заглатывал впечатления, стараясь запомнить все. Меня всегда интересовали паранормальные явления, много про это читал. Тогда в печати вовсю обсуждали появление летающих тарелок в районе села Молебка на территории Кишертского района Пермского края. Да и вообще, как только у меня начался осознанный период жизни, я стал замечать, что вокруг меня существуют какие-то иные силы. Мне постоянно выпадало число 13 и, почему-то, всегда с ним везло. Во сне какие-то странные люди приходили ко мне и давали нужные советы. А наяву я часто сталкивался с непонятными явлениями, которые логически невозможно было объяснить. Постепенно мистика стала присутствовать в моей жизни как «осознанная необходимость». Поэтому когда я задумался, какой хочу создать театр, было уже все предрешено...
Конечно, «каждый выбирает по себе -женщину, религию, дорогу». По мне был мистический театр. И оказалось, что это направление уникально, до меня еще никто не додумался до такой сумасшедшей идеи. Поначалу многие говорили, что на этой «фишке» долго не продержаться: год-два и все. На самом деле мистическая тема бездонна - большинство писателей, особенно русских, мистики. Мы поставили Гоголя, Булгакова, Достоевского. А есть еще Сухово-Кобылин, Андрей Белый, Салтыков- Щедрин, Сологуб. А еще зарубежные Шекспир, Кафка, Шиллер, Мериме и др. Мы разрабатываем эту тему уже 26 лет, выяснилось, что в любом художественном произведении, если оно художественное, непременно есть мистика.

Алёна: Мистика существует только в стенах театра или имеет место быть и на гастролях, например?  
Сергей: Мистика существует везде! На гастролях даже чаще. Однажды в Германии мы были свидетелями «теледепортации» предмета! Кружки! Мы обедали на первом этаже и все видели, что кружка стояла у всех на виду на столе. А в конце обеда она исчезла. Каково же было наше изумление, когда мы поднялись на четвертый этаж и обнаружили эту кружку в номере! Никто в номер не поднимался. Кружка перелетела сама. А в Польше на гастролях гроб Панночки , выдержавший не одну сотню представлений, сорвался с креплений в самом финале, когда Панночка уже прекратила свой бешеный «полет» и спустилась на землю. 

Алёна: Расскажите о последних мистических событиях в жизни театра.
Сергей: Мистика с нами постоянно. Последнее ее проявление было на фестивале «Золотой Витязь» в Москве. Во-первых, наша декорация «На дне» очень легко и быстро «встала» на площадку Театра Российской Армии. Хотя наша сцена совершенно другая. У нас в Перми зеркало сцены 6 метров, а в Театре Армии оно было 20 метров! И вообще этот зал называется у них малая сцена, а на самом деле вместительность его 600 зрителей, побольше иного академического драмтеатра. В общем, сцена была в 10 раз больше нашей, заполнить ее нашей «мизерной» декорацией было очень проблематично . Но тем не менее, за кулисами оказались «местные» фрагменты разных декораций, причем покрашенные абсолютно такой же серой краской, как наши. Мы приставили их к своим декорациям и получилось абсолютно единое целое. А главная мистика произошла в день спектакля. К нам на представление пришло около 900 зрителей! На входе в фойе стоял счетчик, когда прошло 600 человек, охрана закрыла двери! Более 300 желающих попасть на спектакль оказались на улице. Главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров сказал на пресс-конференции , что он такого не помнит со времен Таганки. 

Алёна: Какие ваши любимые постановки за всю историю театра?
Сергей: Мои любимые постановки идут уже более 10 лет. «Панночка» играется уже 25 лет. «Женитьба»- 23 года, «Зверь» в репертуаре уже 20 лет, «Мастер и Маргарита» - 15 лет.

Алёна: Сколько наград сейчас в арсенале театра «У моста», какие из них наиболее ценны для вас?

Сергей: Театр славится большим количеством наград и пересчитать их уже почти невозможно, могу отметить самые важные для нас. Это, конечно, «Сиротливый Запад» и «Безрукий из Спокэна» по Мартину МакДонаху, которые стали номинантами Национальной премии «Золотая маска» и были показаны в Москве как лучшие спектакли России. 
В 2010 году театр со спектаклем с «Калека с Инишмана» стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска». Мы получили ГРАН-ПРИ международных фестивалей: «Золотой лев» (Украина), «Молодой театр» (Латвия), «Белая дама» (Эстония), «Театральные поиски» (Германия), «Столкновения театров» (Польша), «Экспериментальный театр» (Австрия), «Театры Европейского региона» (Чехия) и других. 
Если говорить про последние события, то важным является участие в Международном театральном форуме «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ», где за постановку «На дне» мы получили Главного Золотого Витязя. Театр играл на легендарной сцене Театра Российской армии.

Алёна: Расскажите о последних постановках?
Сергей: Одна из последних значимых для меня премьер, это, безусловно, постановка «Идиот» по роману Ф. Достоевского. Десять лет назад я поставил «Идиот» в Чешском театре в Остраве. Он получил второе почетное место среди лучших спектаклей Чехии 2004 года. На первом месте был тоже мой спектакль «Собачье сердце», за который я получил Чешскую национальную премию им.А.Радока. Это был абсолютно беспрецедентный , я бы сказал, абсолютно мистический случай! На вручении национальных премий две мои постановки имели девять номинаций! Такого в Чехии еще никогда не было. И вот десять лет я мечтал поставить «Идиота» в Перми. И все как то не наступал такой момент. И вот, наконец, он настал. 

Алёна: Театр, безусловно, занимает большую часть вашей жизни. Чем еще увлекаетесь?
Сергей: А еще я не мыслю своей жизни без автомобиля! Я в нем получаю космическую энергию, он восполняет мои силы. Каждое лето я пускаюсь в автомобильное путешествие в Европу за 10 тысяч километров. Это невероятное счастье- мчаться по автобану со скоростью 240 км.в час!

 

Алена Фокс

самыекрасивые.рф