Театр у моста - 2018

2018


28.02.2018 Сергей Федотов: «Мистические символы стали неотъемлемой частью театра «У Моста»

В Ирландии с грандиозным успехом прошли выступления пермского театр «У Моста».

Ирландские премьеры пермяков в голвейском  An Taibhdhearc Theatre посетила постоянный корреспондент «Нашей газеты» Сабина Салем.

Согласно определению самого основателя и художественного руководителя театра Сергея Федотова, «театр – это мистическое поле», погружаясь в которое актеры и зрители оказываются «в Новом Магическом Пространстве». А ведь это именно то, чего нам не достает. Бегущие бесконечной чередой элегичные дни с устоявшейся рутиной подчас не оставляют не только яркого следа, но даже легкой регалии на скромном полотне жизни. Посему известие о гастролях мистического Пермского театра внесло приятное разнообразие в повседневную суету в предвкушении необычного зрелища.

Созданный в 1988 году, «У Моста» трансформировался в символический «мост между реальным и потусторонним, сознательным и бессознательным, бытовым и мистическим» и буквально «взорвал театральную ситуацию яркими, нестандартными спектаклями».

Актеры принимали участие в 159 российских и зарубежных фестивалях, гастролировали в Индии, Австрии,  Германии, Польше, Чехии, Болгарии,  Египте, в прибалтийских республиках, в Турции и, естественно, во многих городах России. Теперь добрались и до «Изумрудного острова», чтобы «зажечь сердца людей».

Репертуар театра весьма внушителен и строится на сочетании лучших образцов русской и европейской классики, новейшей драматургии, «а также театральных постановок и проектов, созданных на стыке разных жанров». Режиссер адаптировал на сцене произведения  М. Булгакова, Шекспира, материализовал Дракулу и Франкенштейна. В Ирландию труппа привезла две постановки: «Женитьбa» Николая Гоголя и «Калека с Инишмана» Мартина МакДонаха.

После спектакля я встретилась с актерами и художественным руководителем театра.

Мой первый вопрос был весьма тривиален:

- Чем Вас привлекла Ирландия?

- Во-первых, интерес к творчеству Мартина МакДонаха. Он – гениален! Мы, кстати, первый театр в России, осуществивший постановку его пьес «Сиротливый Запад»,  «Красавица из Линэна», «Череп из Коннемары», «Калека с Инишмана», «Безрукий из Спокэна», «Лейтенант с Инишмора», «Человек-подушка», «Палачи».

Кстати, 4 года назад я приехал в Голвей и как-то вечером увидел самого МакДонаха, выходящего из паба. Я не поверил собственным глазам! Побежал за ним, чтобы познакомиться, но драматург весьма спешил и торопливо удалился.

- А что еще Вы знаете об Ирландии?

- Все самое лучшее – ирландское!

- Это вы серьезно?

- Да! Лучший виски – ирландский! Самый лучший ликер в мире - ирландский Бейлис! Самые лучшие актеры в Голивуде – ирландцы: Колин Фаррел, Брендан Глисон, Лиам Ниссон и другие. И вообще, все самое лучшее в мире – ирландское! – отвечал увлекшийся  панегириком директор.

- Вы путешествовали по Аранским острова. Ваше впечатление?

- Потрясающе! Полностью соответствует описаниям Мартина Мак Донаха. Обширная территория, но почти необитаемая. Безлюдье и тишина! За целый день мы встретили всего одного человека, который, кстати, напоминал героя его пьесы «Калека с Инишмана».

Мы остановились, чтобы познакомиться с ним и, представьте, неожиданно он сунул руку в карман и вытащил... что бы вы думали? – Яйцо! Очень типичный образ. Да, еще в магазине работала продавщица. Функционировала почта... и все.

- Вы инсценировали все пьесы Мак Донаха, весьма внушительный список. И как вам удается такая объемная работа: собрать актеров, отработать текст и роли, подобрать музыку, декорации и представить все зрителю в кратчайшие сроки?

- У меня всегда было четкое осознание поставленных целей и способов их воплощения. Свой первый театр я создал в городе Нытва, куда меня направили после окончания Института Культуры и Искусств в 1883 году. Это в ста километрах от Перми. Знаете, что я сделал? Собрал молодых, горячих ребят прямо с улицы и зажег их своей идеей. За 8 месяцев мы поставили 8 спектаклей! Даже за время службы в армии я создал солдатский театр, преодолев невероятное сопротивление майоров и полковников.

- Как Вам это удается? Как активист и энтузиаст, я прекрасно представляю какие препоны на пути любых инноваций могут создавать консервативные чиновники.

- Секрет кроется в моем детстве. Отец уделял особое внимание моему воспитанию и даже брал с собой на охоту на медведя. С ним я и научился преодолевать любые экстремальные ситуации.

- А  мистицизм мировоззренческих взглядов также сформировался с детства?

- Можно сказать, что да. Я часто отдыхал у бабушки в деревне, где долгими вечерами любил читать «гоголевские страшилки» при свечах на чердаке. Персонажи его рассказов и повестей чудились мне повсюду. Затем я увлекся паранормальными явлениями. К тому же, в то время люди стали замечать летающие тарелки в селе Молебка Кишертского района Пермского края.  Сверхъестественные явления мерещились мне во сне и наяву. Постепенно мистицизм стал частью моей жизни и трансформировался в осознанную необходимость.

- Вы верите в приметы?

- У меня просто не остается выбора. Я с детства мистическим образом ассоциирую с числом 13, и мне всегда с ним везет.

По утверждению Сергея Павловича, таинственный рок сопровождал театр и актеров во всех их начинаниях. Мистические символы стали неотъемлемой частью их жизни и деятельности. Даже магическое число 13 постоянно напоминало о загадочных совпадениях – 13 февраля 13 актеров прилетели в Ирландию и с 13-ой платформы железнодорожного вокзала покинули Дублин, направившись в Голвей.   

- В Ирландии из многочисленных постановок вы предпочли «Женитьбу», причем в консервативной трактовке. Как вы относитесь к модернизации старого театра?

- Категорически не приемлю осовременивание классики. У каждой эпохи – своя вибрация. У каждого времени – свой жизненный ритм, свои житейские обычаи и привычки. В этом заключается уникальность психологического театра.

Сергей Павлович Федотов остается верен своим принципам, и посредством соответствующей декорации, костюмов и актерской игры максимально отражает специфику исторического периода.

- Невероятно правдоподобно отражена реальная жизнь ирландской глубинки в пьесе «Калека из Инишмана». Откуда такое познание и постижение чуждой культуры? Ведь сценические образы как будто списаны с популярного сериала Отец Тед.

- Я никогда не видел сериал Fr. Ted, но у нас очень много общего, русские и ирландцы во многом похожи. Можно сказать, что мы одинаковые!

- Талант актеров вашего театра не вызывает никаких сомнений. Как вам удается так обучить и подготовить людей-непрофессионалов? Существует ли школа Федотова?

- Актеры у меня, действительно, что называется, «с улицы». Сначала я развесил объявление о наборе, ну остальное за меня проделала молва, и люди пошли в театр. Они прилетали на наш уютный огонек, причем без всякого отбора или экзаменов. Я даю возможность всем, ибо актерский талант – это, прежде всего, непрестанный труд.

На работу актеры ходят ежедневно как на праздник. Сначала мы медитируем, фантазируем, затем репетируем, импровизируем. Я воспитываю актеров и слежу за их развитием. Мой театр – актерский.

Вопросов было много, а времени – мАло. Хотелось больше узнать о мистике, которая, по словам Сергея Павловича, присутствует во всем и везде: «В любом художественном произведении, если оно художественное, есть мистика. С другой стороны, мистика – это метафора художественного метода».

Беседа прошла в чрезвычайно дружеской атмосфере. Сергей Павлович был весьма откровенен  и благодушен. Он охотно беседовал с гостями, задержавшимися после представления. Оба вечера прошли с аншлагом, а зрители, преисполненные признательности и благодарности, покидали зал  с верой в скорую встречу с мистическим театром «У Моста».

 

Беседовала Сабина Салем

RUSSIANIRELAND.COM