Театр у моста - 2018

2018


23.02.2018 «У Моста» – самый «ирландский» русский театр! «Наша газета», Дублин

Лауреат «Золотой Маски 2010» Пермский театр «У Моста» выступит в Голуэй и в Дублине в рамках «Фестиваля русской культуры (Масленица) 2018».

Авторский Театр «У Моста», созданный в 1988 году Сергеем Федотовым, буквально взорвал театральную ситуацию Перми яркими, нестандартными спектаклями. Первоначально свое имя театр получил благодаря соседству с Камским мостом, но постепенно словосочетание Театр «У Моста» становится знаком, выражающим его художественную концепцию. Постановки Федотова являются, по сути, мостом между реальным и потусторонним, бытовым и мистическим, сознательным и интуитивным.

Неслучайно, Театр для выражения собственной эстетики придумал слоган: «У Моста» – Мистический Театр, в котором все реально, и Театр Реальный, где все Мистика.

Мистика в данном случае становится  метафорой художественного метода, целью которого является поиск способов воплощения  на сцене глубинного, незримого, относящегося к сфере человеческого подсознания. 

Основной круг авторов, так или иначе, связан с мистикой (Н. Гоголь, М. Булгаков, Ф. Достоевский, У. Шекспир, Б. Стокер). А самое главное, в этом театре не ограничиваются постановкой одной пьесы автора, чаще всего возникают трилогии или даже  циклы. Такой подход открывает возможность досконально исследовать и проникнуть в самую суть авторского мира, уникальной авторской логики со всеми её парадоксами и загадками. 

Театр «У Моста» является первооткрывателем в России ирландского драматурга Мартина МакДонаха. Спектакль «Сиротливый Запад» был показан в Москве на фестивале «Золотая Маска-2008» среди лучших спектаклей России. А в 2010 году театр стал Лауреатом «Золотой Маски» за спектакль «Калека с Инишмана». 

Театр «У Моста» принял участие в 164 театральных фестивалях.  Гастролировал в Индии, Австрии,  Германии, Польше, Чехии, Болгарии,  Египте, Косово, Украине, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Боснии и Герцеговине, Македонии, Словакии, Венгрии, Грузии, Турции и во многих городах России.

Театр «У Моста» планирует расширять свой репертуар, последовательно развивая каждое из направлений. Такой принцип строения репертуарной политики способствует, во-первых, развитию творческого метода Театра энергии, атмосферы и  острого психологизма, во-вторых,  лабораторному постижению художественного мира того или иного автора, в-третьих,  поиску и изобретению нового театрального языка, новых принципов и техники актерского существования на сцене. 

Федотов Сергей Павлович – Художественный руководитель «Пермского театра «У Моста», Заслуженный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Национальной премии Чехии, Дважды Лауреат краевой премии в сфере культуры, Лауреат Национальной премии «Золотая Маска», Лауреат премии Правительства РФ, Лауреат Строгановской премии. В 2004 году за постановку «Собачье сердце» (М. Булгаков) был признан лучшим режиссером Чехии и стал первым иностранцем в истории Чешской Национальной премии, удостоенным этой высшей награды. В марте 2006 года министр культуры Чехии вручил С. Федотову приз газеты «Пражские новости» за  особый вклад в чешскую культуру. 11 января 2011  года в день своего 50-летия Федотов был удостоен чешской  медали им. Езефа Юнгмана. 18 мая 2012 года Сергею Федотову присуждена премия Правительства РФ им. Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства.

Виктор Шрайман, член жюри Национальной премии «Золотая Маска»,  вице-президент Международного фестиваля «Кук-Арт», на открытом обсуждении спектакля «Калека с Инишмана» сказал: «Удивительно, как режиссерская идея  Федотова распространяется на артистов таким образом, что они играют в едином ансамбле – это сегодня большая редкость – и создают на сцене совершенно особый мир. Они проникают в психику своих невероятных чудаковатых  персонажей и перевоплощаются в них, причем не только внешне, но внутренне, что сейчас встречается еще реже. Все об этом говорят, а как это делается на практике, давно забыли... Как Федотову это удается, для  меня загадка и тайна. Я очень долго в профессии, я вижу и знаю режиссерскую технологию, но в данном случае понять механизм этого чуда невозможно. У Федотова потрясающие спектакли во всем: по целостности, по органичности сочетания всех компонентов: костюмов, сценографии, музыки, ансамбля. Казалось бы, все заложено в пьесе автором, кажется, нужно только произнести текст, и история начнется сама собой. Но это иллюзия, здесь все придумано театром и сделано вместе с автором. Пьеса открыта по смыслу, но открыта не мозгами, а сердцем… это очень христианский спектакль, после которого начинаешь мириться с человечеством и прощать…»

Марина Тимашева, обозреватель Радио «Свобода»назвала Сергея Федотова одним из тех, немногих режиссеров, которые не приемлют  простого выдумывания приема и навязывания его пьесе: «спектакли Сергея Федотова  так же объемны, как и пьесы, которые он ставит. Федотов – очень внимательный читатель,  который умеет подробно разобрать текст, и предъявить зрителю во всей красе, но не себя, любимого, а своих актеров и бесподобный ансамбль. Контур каждой  роли – гротескный, преувеличенный, эксцентричный, но заполнен он психологически достоверным характером. А самое главное, что этот невероятный ансамбль открывает нам огромное внутреннее содержание происходящего. Удивляет, поражает, очаровывает. Так показать МакДонаха может только Федотов».

 

В Ирландию артисты театра привезут две постановки – «Женитьбу» Николая Гоголя и «Калеку с Инишмана» Мартина МакДонаха.

«Женитьбу» покажут в Голуэй 17 февраля и в Дублине 20 февраля.

Продолжительность спектакля: 2.20 с антрактом.

Режиссура и сценография – Сергей Федотов.

Вместо бытовой комедии на сцене возникает фантасмагория с чудесами, невероятной логикой и неожиданными поступками. Кочкарев – черт, который крутит на сцене «бесовские штучки». Призрачные видения на сцене пугают и завораживают: то со скрипом открывается дверь шкафа, куда бесшумно проваливается Степан, то в окне появляется мертвенно-синее лицо, может быть даже самого дьявола… Гоголевский мистицизм соединяется со щемящей – гоголевской же темой одиночества и беззащитности человека перед миром, перед жизнью, перед вечными ее искусами и противоречиями.

Дата премьеры: 1992.

 

«Калеку с Инишмана» покажут в Голуэй 18 февраля и в Дублине 21 февраля.

Продолжительность спектакля: 2.40 с антрактом.

Режиссура и сценография – Сергей Федотов.

Театру удалось воплотить странную, смешную и трогательную историю МакДонаха как истинно ирландскую, дерзко и весело сочинить своих героев так, как если бы пермские  актеры сами пережили целиком всю историю Ирландии, как если бы они впитали ее через сумасшедший «Риверданс» и лирические ирландские баллады.

Это спектакль, в котором удивительным образом смешались смех сквозь слезы, горечь несбыточных мечтаний, романтическая любовь и невероятный обман, сыгравший мистическую роль в судьбе калеки Билли. Персонажи спектакля ужаснут и рассмешат, встревожат и вызовут сочувствие.

Дата премьеры: 2009.

 

«Наша газета», №3. Дублин.