Театр у моста - 2017

2017


29.11.2017 «Панночка» – спектакль контрастов

Уже больше недели назад я побывала на спектакле «Панночка» по пьесе Н. Садур Пермского театра «У Моста» и все оттягиваю и оттягиваю написание отзыва. А причина такой задержки очень проста – мне до сих пор страшно. Я не знаю, как удалось актерам добиться такого эффекта, но я не видела ничего похожего ранее.

Украинский вечер и веселая вечеринка постепенно оборачиваются кошмаром. Сначала все росcказни про Панночку кажутся нелепыми, Вот она проходит, красивая и загадочная, сверкает очами и улыбается чему-то своему. Разговоры замолкают, может и правду говорят? И через секунду: «Все бабы – ведьмы, а те, что постарше – уж точно ведьмы!» Смешно, и не страшно, а рассказы – да обычные пугалки на ночь, чтобы нервы пощекотать да горилки еще выпить. А потом слово за слово и новая история про странное на хуторе, и снова Панночка тут как тут. 

И эта смена настроений – то страшно, то смешно – все нарастает, усиливается, ускоряется... И уже совсем не смешно, а только страшно...

Гоголевский сюжет известен, смысла нет его пересказывать. Тут скорее интересно, как Садур и режиссер театра Федотов увидели эту историю. При сохранении канвы сюжета, гоголевские герои получили новое воплощение и новую трактовку.

Кто такая Панночка? Для меня – воплощение всего черного и дьявольского, проводник в мир мрака. От полета в гробу было ужасно. Мне хотелось пересесть подальше.

Спектакль захватывает, стираются границы между зрителем и актерами, да и перестаешь в какой-то момент воспринимать происходящее игрой, начинаешь верить на 100%. И вот уже я вместе с Фомой стою в проклятой мрачной церкви и судорожно ищу мелок, чтобы начертить спасательный круг.

Но три ночи – это очень, очень много, потому что мрак поглощает, его становится все больше и больше, и он разъедает изнутри. 
Все труднее, выходя из церкви, возвращаться к привычной жизни, к свету. Все больше времени уходит на «восстановление». Панночка «выпивает» душу, и нет сил бороться с ночью.

В спектакле нет хрестоматийного образа Вия, да он тут и не нужен, сама панночка и есть Вий...

Огромное спасибо театру! Я очень хочу посмотреть и другие их постановки. Теперь буду следить за их гастрольным расписанием. После спектакля была встреча со зрителями, но я не смогла себя пересилить, мне нужно было срочно выйти на улицу и немного пройтись, отдышаться и прийти в себя. Спектакль въелся в душу и, мне кажется, изменил что-то во мне.

Этот спектакль идет на сцене уже 27 лет и является визитной карточкой театра. Очень рекомендую сходить.

 

Анна Миславская о «Панночке» в Москве на сцене ГИТИС-Театра