Театр у моста - 2017

2017


28.06.2017 Сваха. «В этом мире никто друг друга не понимает»

Авантюристы, лгуны,  мизантропы, одинокие скандалистки и «улетевшие» дамочки! Все они хотят счастья, стремятся к приключениям! К большой удаче, они живут в Америке начала двадцатого века, в которой невозможное становится возможным.

Владимир Берзин, режиссер, при работе над постановкой, сказал, что актеры поднимаются над своими героями, происходит столкновение идей, а не людей. Главный герой, мистер Вандергельдер, уверен: общение с женщинами делает нас дураками. Но он убежден и в полезности женщин: порядок, уют. Сюжет закручивается тогда, когда он решает жениться, и уезжает из провинциального Йонкерса в Нью-Йорк. А в свахи выбирает Долли Леви. Долли из тех, кто врет, чтобы приукрасить жизнь. Она подозрительная личность и «невыносимая женщина», рекламирует невест, как товар, промышляет домашней медициной, но в обаянии ей не откажешь. В конце она станет для нас открытой книгой, мы поймем ее, посочувствуем и благословим. Марина Шилова буквально срастается с этим образом, и кепка в духе Остапа Бендера ей очень к лицу. 

Украсить жизнь, сделать ее искусством. Этой цели для героевслужат танцы, рестораны, песни, свечи и даже белые шкафы в шляпной мастерской. В их представлении подлинная жизнь достигается лишь изживанием обычной.

Такой прием как лубок разрушает четвертую стену между сценой и зрителем, герои, как в диснеевских мультфильмах, разговаривают со зрителем напрямую, а действие происходит не в вымышленном пространстве пьесы, а здесь и сейчас, от этого еще больше захватывает.

Режиссер использует стилизацию. Все персонажи как будто неживые, кукольные, понятны с самого начала и существуют только для нашего, зрительского, развлечения. Но это лишь  на первый взгляд. Тем более неожиданно, когда эти танцующие и поющие марионетки начинают рассуждать о смысле жизни. И тем тяжелее задача автора и постановщика, что метафизические размышления вкладываются в слова не авторитетных людей, а людей, которых в обычной жизни никто бы и слушать не стал. Но если вы собрались вбирать в себя жемчужины мудрости, то пришли не по адресу. Здесь встречается и доморощенная философия: «кто лучше нас оценит нашу честность», и рассуждения застрявшей в своей скорлупе мечтательницы: «я за то, чтобы всегда помогать молодым влюбленным» и откровенный идиотизм: «Замуж надо выходить, чтобы было, с кем скандалить». 

Спектакль красивый, в нем много света, цвета, даже какого-то фантасмагоричного: одни красные колготки миссис Молой чего стоят! Но они здесь не случайно. Это символ -  неприглядность и абсурдность жизни компенсируется только удовольствиями.

Постановка наполнена символами: фотографии «человек в движении» Майбриджа, как в проекциях на сцене, так и на самой афише.  В прыгающей через табуретку девушке прямая ассоциация с Айрин Молой, сидевшей на одном месте много лет, и решившей за один день все в своей жизни изменить.

«Сваху» сложно отнести к какому-то одному жанру. Если зритель пришел обо всем забыть и посмеяться – он развлечется, подумать об отвлеченных понятиях – он не остается разочарованным, ответить на давно волнующие вопросы жизни – ему предоставляется и эта возможность. Спектакль, как Мона Лиза: смотрит на каждого в упор.

Спектакль изобилует музыкой и танцами: от Штрауса до рок-н-ролла. Герои рискуют, выкручиваются, переступают через проблемы и страхи, чтобы встретиться с мечтой, или, как они сами говорят, приключениями. Если бы не было таких людей, в жизни стало бы больше смысла, но мы бы и не жили тогда совсем. Они изгои, но в них есть искра, то, что отличает их от всех остальных: жажда жизни. И совсем негрустно, а с надеждой звучат слова одинокой вдовы, миссис Молой: «в этом мире никто друг друга не понимает».  Даже если кажется, что никто тебя не понимает, не нужно сдаваться, и тогда все рано или поздно встанет на свои места, уверены веселые и трогательные герои спектакля «Сваха».

 

Ксана Левицкая