Театр у моста - 2017

2017


15.06.2017 «Мурашки по коже». Орловцам представили спектакль «Череп из Коннемары»

На фестивале «Ludi» в Орле пермский театр представил спектакль по произведению Мартина МакДонаха.

Орловские любители театра смогли окунуться в мир загадочного Мартина МакДонаха. Спектакль по его пьесе «Череп из Коннемары» привёз на фестиваль «Ludi» Пермский театр «У Моста». Остается только гадать, как режиссёру Сергею Федотову удалось «поселить» на одной сцене поистине чёрный юмор, ужасающие человеческие пороки и настоящую любовь.

Раз в семь лет

Спектакль «Череп из Коннемары» уже успел снискать расположение зрителей и театральных критиков. Впервые Пермский театр «У Моста» представил эту постановку в 2005 году. За это время работа режиссёра Сергея Федотова получила ряд престижных наград. Мистический спектакль, который анонсировался как мрачная комедия, сразу привлёк внимание орловцев. Как итог – полный зрительный зал.

Говорят, чтобы понять драматургию Мартина МакДонаха, его стоит воспринимать сквозь призму собственного опыта, пытаться разглядеть за порой шокирующей жестокостью его персонажей их боль и израненную душу.

Со сцены «Свободного пространства» пермские актеры рассказали историю, от которой бегут мурашки по коже, историю, которую невозможно забыть. Сюжет переносит зрителей в крошечный ирландский городок. А как водится в таких местах, жизнь местных жителей сопровождается беспросветной скукой и бесконечными пересудами. Особенно всех волнует фигура загадочного могильщика Мика Дауда. Раз в семь лет он делает работу, взяться за которую вряд ли бы решился человек со слабыми нервами. Люди рождаются, и люди умирают – естественный ход событий. Но местное кладбище настолько мало, что Мику приходится извлекать из могил останки горожан, чтобы их место смогли занять тела новых усопших. В этот раз главному герою предстоит испытание – заглянуть в могилу собственной жены, которая погибла при весьма загадочных обстоятельствах. Жители городка подозревают, что именно Мик приложил руку к её смерти. До самого конца спектакля зрители будут теряться в догадках, так ли это на самом деле. Ответ на этот вопрос удастся найти только в финале. Или всё же не удастся?

Благодаря сильной актёрской работе Владимира Ильина могильщик сначала кажется жестоким и хладнокровным человеком, но потом его неподдельное отчаяние и не прекращающаяся годами боль от потери любимой женщины сбивают с толку. Такие ощущения приходится испытывать по кругу, гоняя в голове мысль: «Виноват или нет?».

Гроб оказался пуст

Вся постановка сдобрена черным юмором, издевками и конфликтами. В напарники по эксгумации Мику достается подросток Мартин, который отличается туповатой жестокостью. Для юнца раскрошить молотком черепа и останки умерших семь лет назад горожан – настоящее приключение. А возможно и мечта всей жизни. Невольно появляется мысль, что если бы Мартин не был столь глуп, то из него вполне мог бы получиться Алекс – персонаж, которого подарил миру Берджесс в романе «Заводной апельсин». Но от того, чтобы назвать Мартина осознанно жестоким и циничным человеком, спасает непревзойденный юмор МакДонаха, наделившего героя абсолютно детской наивностью.

Кажется, вопрос вины Мика будет решен, как только он достанет из могилы останки своей жены Уны. Но, нет! Гроб оказался пуст, а тело женщины исчезло.

За расследование загадочных событий берется полицейский Томас, но распутать такое преступление ему явно не под силу. Все его попытки кажутся до смешного нелепыми. И если безобидная глупость – не самый страшный порок, то все меняется, когда на первый план выходит жажда признания собственных достижений. И МакДонах рассказал, на что способен «кретин с амбициями», чтобы получить повышение по службе.

И череп превратился в пыль

Одна из самых сильных сцен спектакля – момент, когда Мик и Мартин, орудуя молотками, превращают в пыль черепа своих земляков – людей, которые когда-то жили с ними по соседству. Потом Мик скажет, что делал такое впервые. А зритель будет пытаться понять, лжет ли главный герой или на него на самом деле так повлияло отсутствие в раскопанной могиле тела своей жены.

Устав от постоянных подозрений и, возможно, решив, что ему больше нечего терять, могильщик Мик Дауд решается на настоящее преступление. Обставив все, как несчастный случай, он проламывает юному Мартину голову. К слову, семь с половиной лет назад жену Мика нашли в автомобиле с травмой головы… Но Мартин вовсе не собирается умирать. И даже, когда второй раз получает такой же удар от полицейского Томаса, окровавленный парень заявляет, что у него «был просто плохой день».

Финал позволяет каждому зрителю сделать собственный вывод. Кто-то увидит в глазах Мика Дауда, держащего в руках найденный череп своей погибшей жены, вину и раскаяние, кто-то невыносимое страдание и любовь. Когда на одной сцене персонажи продолжают искрометно шутить, а мрачный могильщик находится будто наедине с останками своей супруги, на глаза наворачиваются слезы. Слезы благодарности режиссеру Сергею Федотову и всему актерскому составу за то, что им удалось соединить в одном пространстве такие полярные вещи.

А мысль о том, что Мик не причастен к смерти Уны и все эти годы пытался пережить эту трагедию, находясь под постоянным прессом сплетен и подозрений, почему-то не покидает. 

 

Эля Волженцева

АиФ. Черноземье (Орел)