Театр у моста - 2017

2017


18.03.2017 Интервью с режиссером Сергеем Федотовым

- Расскажите немного о своей жизненной и творческой биографии.

 

В детстве я был стеснительный, скромный мальчик и страшно боялся выходить на сцену, но вдруг на меня «снизошло» какое-то озарение. Моя творческая биография началась в четыре года, когда я получил роль зайчика в садике. Меня будто кто-то невидимый  подтолкнул в спину, и я заиграл с необыкновенной радостью и вдохновением, как будто чертик в меня вселился. Мама рассказывала, что придя домой после спектакля, я твердо заявил: «Буду актером!» Вот такие  были первые  знаки, что мое призвание – театр. 

Меня всегда интересовали паранормальные явления, много читал про них. С детства я обожал Гоголя – в деревне у бабушки ночами зачитывался его страшными повестями. Особенно мне нравился «Вий». Однажды далеко за полночь я, дочитав этот рассказ, взял свечу и забрался на чердак, чтобы представить все в реальной обстановке. Я леденел от ужаса, заглатывал впечатления, стараясь запомнить все. А в 3 часа ночи у меня неожиданно погасла свеча! Убежать с чердака в кромешной тьме было не возможно, весь чердак был завален разным барахлом. Я боялся шевелиться, затаился в куче старых тулупов и вдруг реально почувствовал и услышал всех вурдалаков и самого Вия.  Сам не знаю, как я не умер тогда от страха.

В школе для меня существовал только театр. Я мечтал стать артистом. В Пермский институт искусства и культуры я поступил на режиссерское отделение лишь по тому, что тогда у нас не было актерской кафедры. Я учился на режиссерском, планируя по окончании пойти работать в театр артистом. Знаки судьбы о том, что я должен стать режиссером, пришли на четвертом курсе, когда я ставил свой дипломный спектакль. Тогда я и понял, что мне мало одной роли, я хотел играть все!

В 1983 году после института я организовал Нытвенскую молодежную театральную студию. Это стало «первой генеральной репетицией» будущего Театра «У Моста». Здесь и начались художественные эксперименты и поиски собственного режиссерского языка. Когда я служил в армии, мной был организован первый (и единственный) в России солдатский театр. Моих артистов после каждой репетиции избивали «деды», офицеры запрещали уходить из казармы в театр, заставляли драить туалеты, а мы репетировали и выпускали премьеры на зло всем «врагам». За полтора года я выпустил 9 премьер, мы стали Лауреатами Всесоюзного смотра. Это еще больше разозлило «старослужащих» и нас стали еще больше бить. Но мы все равно были победителями. По окончании службы я получил приглашение на работу в Пермский государственный институт искусств в качестве преподавателя на режиссерский факультет. А в 1988 году «нытвенские» и «дальневосточные» репетиции завершились созданием в Перми нового Театра «У Моста».

- Что стало для Вас открытием в профессии «театральный режиссер»? 

Как только я понял, что режиссер это  создатель, я понял, что хочу создавать новые миры. Режиссер – это почти бог.

- Как Вы думаете, что самое трудное в Вашей профессии?

Для меня режиссер – это не профессия. Это мое состояние, мой мир – постоянный поиск, постоянная эмоциональная работа. Одна из задач режиссера – не повторяться. Каждый спектакль должен иметь свою атмосферу.  Мы никогда не осовремениваем произведения, не переносим их в другое временное и географическое пространство, а ставим их так, как написано у автора. Будь то классика, как «Идиот» Ф.Достоевского и «На дне» М.Горького или, к примеру, пьесы Мартина МакДонаха. Многие театры переносят место действия его пьес в свою страну, чтобы показать его истории на своем примере. Для чего? Зритель должен уметь думать. Вот что самое трудное – рассказать зрителю историю так, чтобы он начал думать и ушел со спектакля с какой-то своей мыслью. Театр должен давать зрителю уникальный шанс – в течение двух часов пережить катарсис, высокую концентрацию эмоций – радость, грусть, восторг. Сейчас как никогда необходим такой вид театра, где зритель может попасть в совершенно новый мир и погрузиться в какие-то новые непривычные переживания. В некотором смысле это похоже на эстетический  наркотик. Зрители Театра «У Моста» ходят на одни и те же спектакли по 15-20 раз и более именно из-за этой уникальной атмосферы, из-за возможности прожить вместе с актерами эту историю каждый раз по-новому, ощутить чудо процесса ее рождения. Так спектакль «Панночка» мы играем уже 27 лет, «Женитьбу» – 25 лет, «Мастер и Маргарита» – 18 лет.

Я понимаю театр как пространство, где в эстетической форме возможно приблизиться к разгадке вечных вопросов, где возможно Откровение, Озарение… Я ощущаю ТЕАТР как Загадку и Тайну, как некое мистическое поле, погружаясь в которое, актер и зритель существуют в каком-то Новом Магическом Пространстве. И зрители это чувствуют…

- Где Вы черпаете идеи для постановок? 

Идеи приходят сами. Из космоса. Чаще всего во сне. Я никогда не знаю, какой поставлю спектакль.  Он приходит в сновидениях.

- Важны ли для Вас оценки Вашей работы? Чье мнение окажется для Вас значимым – близких, великих, критиков, коллег, зрителей? Ваша собственная оценка?  

Оценки  очень важны. От всех.  Я постоянно «мониторю» мнения других. Всех. И конечно  анализирую, чьему мнению можно доверять. А чьему нет.

- Ваше понимание роли режиссера?  

Режиссер – бог.

- Актер – это соавтор спектакля или выразитель режиссерской идеи?

Театр «У Моста» – это театр-дом. Здесь мои ученики, соратники, помощники. Но, кроме того, что это театр-дом, это еще и уникальное соединение репертуарного театра и театра-лаборатории. Каждый день у нас начинается с тренингов: речь, пластика, вокал, танцы, сценический бой. Только после этого артисты приступают к репетициям. Каждый актер вкладывает каждый день неимоверную энергию в работу над спектаклем, над ролью. После каждого спектакля проходит обсуждение. Важную роль играет и принцип равенства – каждый у нас может сыграть любую роль. Наши артисты очень любят играть с дублерами, что в иных театрах просто невозможно. Есть еще одно наше новшество – эмоциональный настрой. Мы всегда перед каждым спектаклем «греем сцену». Это значит, что актеры за полчаса до начала спектакля выходят на сцену, обживают ее.

Только артисты Театра «У Моста» умеют играть по 4 спектакля в день. Мы играем по 60 спектаклей в месяц. У нас команда, мы одна большая семья. И это дает возможность играть такое огромное количество спектаклей и участвовать в фестивалях. За 28 лет мы побывали на 153 фестивалях, стали обладателями 40 ГРАН-ПРИ. И это благодаря тому, что актеры умеют работать, и в каждом спектакле есть по два, по три состава. Все спектакли, которые идут, мы постоянно репетируем. Например, «Панночка» идет уже 27 лет, мы сыграли более 2900 представлений, а все равно она репетируется. Поэтому здесь нужна особая вера, особая любовь к нашему общему делу. И вот такое беззаветное и безоглядное служение театру требует жертвенности. И в нашем театре на этих людях все держится. 

- Работа над какими спектаклями стала для Вас этапной, значимой в художественном и идейном смысле?

Созданный в 1988 году Театр «У Моста» буквально взорвал театральную Пермь, а затем и Россию, яркими, нестандартными постановками. «Панночка», идущая уже 27 лет с неизменными аншлагами, стала для театра настоящим символом и визитной карточкой. Именно после этой постановки театр прозвали мистическим и признали за ним право первооткрывателя потустороннего мира на сцене.

Одним из этапов, можно назвать постановки по пьесам ирландского драматурга М. МакДонаха. В 2004 году я первым открыл этого автора для России, поставив спектакль «Сиротливый Запад», а в 2010 году за «Калеку с Инишмана» я получил «ЗОЛОТУЮ МАСКУ». Сегодня Театр «У Моста» является единственным театром в мире, поставившим все 8 пьес этого драматурга. В 2016 году последняя пьеса МакДонаха «Палачи» снова стала в Театре «У Моста» первой российской премьерой!

Очень важным этапом для меня была постановка спектакля «На дне». Мы несколько месяцев репетировали, погружаясь в глубину веков и исследуя все до мелочей. «На дне» для Театра «У Моста» – первая постановка Максима Горького. Это произведение относят к школьной программе. Но «У Моста» играет спектакль для взрослых. Мы стерли флер, который висит над пьесой, и играем ее как жесткую, неожиданную и оригинальную, какой ее никто не знает.  Каждая постановка играет свою роль в творческом пути. К постановке того или оного произведения нужно прийти, накопив определенный багаж знаний, опыта. Иногда ты годами собираешь в себе мысли, идеи прежде чем приступить к репетициям.

Пьеса «На дне» про сегодняшний день. Она актуальна и сегодня, когда в обществе все те же болезни и проблемы, но происходят они в еще более гипертрофированном виде. Именно в современном мире мы нашли необходимые образы для персонажей. Обязательной частью работы над ролью было посещение пермских ночлежек. У Горького каждый персонаж прописан отдельно и филигранно. Каждая роль пропитана тонким психологизмом, и каждый участник постановки являет зрителю свой мир, свою трагическую историю бытия

В спектакле мы используем натуральные запахи пельменей, рыбы, черного хлеба, водки, лука, растопленного воска, керосиновой лампы. Все по-настоящему. Это помогает нам глубоко окунуться в стихию Горького. Декорации в спектакле – это по-настоящему старые вещи, которые максимально передают дух того времени. Все эти вещи со своей историей, некогда бывшие  в обиходе: от столов и шкафов до гармони и рукомойника.

Совсем недавно нам подарили чайник «из той самой горьковской ночлежки». Такой вот сюрприз от нижегородцев, любящих наш театр. Это не просто чайник. А чайник, который сам по себе и история, и персонаж пьесы «На дне». Он стал неотъемлемой частью нашего спектакля. Теперь у нас еще и чайный дух на спектакле самый что ни на есть «горький горьковский». Вот берешь этот чайник в руки и чувствуешь, как время течет сквозь пальцы... время... мысли... чувства...

Идея постановки спектакля «На дне» заключалась в том, чтобы исследовать, уловить и донести до зрителя театральным языком великое произведение Максима Горького таким, как оно было написано век назад, воссоздав на сцене тонкую психологическую атмосферу, созданную автором, прочувствовать особенности и энергетику той эпохи в мельчайших подробностях, проработав каждый миллиметр спектакля, характеры персонажи и детали.

- Ваше жизненное и профессиональное credo?  

А ВСЕ-ТАКИ ОНА ВЕРТИТСЯ!  ПРОСТО Я РАБОТАЮ ВОЛШЕБНИКОМ.

 

«ТЕАТР» – экспресс-газета фестиваля «CHELoВЕК ТЕАТРА», Челябинск